Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Автомобиль, 1905 - 1910, Узбекистан, г. Ташкент. Автор – инженер-механик Леонард Эдуардович Лилиенталь.Фотография из архива Анны Леонидовны Завьяловой.Выставки «Роскошь и средство передвижения» и «Дореволюционная Россия: транспорт» с этой фотографией. 
Легковой автомобиль графа Шереметева, 1908 - 1910, г. Санкт-Петербург. Выставки «10 лучших фотографий с автомобилями», «Роскошь и средство передвижения» и «Дореволюционная Россия: транспорт» с этой фотографией.
Военно-санитарный автомобиль, 4 - 27 июля 1911, г. Санкт-Петербург. Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Супруга редактора журнала «Автомобиль» Андрея Нагеля Лидия Яковлевна у решетки сада Зимнего дворца, 1915 год, г. Петроград. Андрей Нагель – русский автомобилист, автогонщик, мотогонщик, журналист, издатель и редактор журналов «Спорт», «Автомобиль», «Двигатель», «Аэро», «Аэро и автомобильная жизнь», юрист, масон.Выставки «Вот это тачка!», «Роскошь и средство передвижения» и «Клетка на все времена», «Дореволюционная Россия: транспорт» и видео «За рулем» с этой фотографией.
«Автомобиль-сани Николая II в руках революционного народа», 3 февраля 1917 - 31 марта 1917, г. Петроград. Николай II был страстным поклонником автомобилей, в его коллекции были редкие экземпляры со всего мира. В 1917 году все машины Императорской семьи были реквизированы в пользу Правительства Советов. Подробнее о революционных событиях 1917 года смотрите здесь. Выставки «Вот это тачка!», «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Лиля Брик в салоне автомобиля, 1929 год, г. Тверь. Из серии «Поездка в Ленинград на автомобиле "Рено" Маяковского».Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Охотный ряд, 1939 год, г. Москва. Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Еманжелинская МТС. Отправка шоферов и автомашин на фронт, 1941 год, Челябинская обл., Еманжелинские угольные копи. За первый год войны из Челябинской области на фронт были отправлены 40 тысяч квалифицированных работников (75 % от общего числа работников сельского хозяйства). За пять первых месяцев войны па фронт ушли 80 % шоферов, отправлено большинство исправных автомобилей. 25 сентября 1951 года Еманжелинские угольные копи были преобразованы в город Еманжелинск областного подчинения.Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Автомобили у гостиницы «Москва», 1947 год, г. Москва. Видео «Евгений Умнов» и выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Испытание нового автомобиля ЗИС-110, 1947 год, г. Москва. Выставки «Новое благосостояние» «15 лучших послевоенных фотографий Дмитрия Бальтерманца»,  «10 лучших фотографий с автомобилями», «Вот это тачка!», «Роскошь и средство передвижения», видео «Дмитрий Бальтерманц» с этой фотографией.
Автомобиль «Победа». Такси, 1948 - 1959, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре. Комплекс жилых домов, построенных в 1947-1948 годах. Архитектор – Иван Тимохин.Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Первые автомобили 1953 года, 5 января 1953, г. Москва. Выставки «Будни 1953 года» и «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Легковой автомобиль ЗИМ, 1954 - 1956, г. Москва. Авторство снимка приписывается Е. И. Баженову.Выставки «Вот это тачка!» и «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Легковой автомобиль Москвич 400-422, 1954 - 1956, г. Москва. Авторство снимка приписывается Е. И. Баженову.Выставки «Вот это тачка!» и «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Детский легковой автомобиль, 1955 год. Выставки «Вот это тачка!», «10 лучших: дети за рулем», «Роскошь и средство передвижения» и видео «За рулем» с этой фотографией.
Участники мотопробега Москва – Варшава – Москва на трассе маршрута, 3 мая 1955, Московская обл.. Встречный мотопробег Дружбы, посвященный десятилетию подписания Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и ПНР (Польская Народная Республика – официальное название Польши в период с 1952 по 1989 год). Состоялся в апреле-мае 1955 года по маршруту Москва – Варшава – Москва.Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Чемпионат СССР по автомобильным гонкам, 7 - 8 сентября 1956, Белорусская ССР, г. Минск. Выставки «Роскошь и средство передвижения», «Советская Беларусь: "Пралетарыі ўсіх краін, яднайцеся!"», «Минск. Москва» и видео «За рулем» с этой фотографией.
Проспект Маркса, 1961 - 1962, г. Москва. Назван в честь Карла Маркса, существовал с 1961 по 1990 годы. Имел изогнутую форму и огибал Кремль от Боровицкой площади до площади Дзержинского (сейчас Лубянская площадь). Его составляли три исторические улицы: Моховая улица, Охотный Ряд, Театральный проезд. Съемка с Театрального проезда.Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Автомобиль ЗИЛ-111 на ВДНХ, 1959 год, г. Москва. Выставки «Вот это тачка!», «10 лучших фотографий с автомобилями», «Роскошь и средство передвижения» и «15 лучших фотографий Ивана Шагина» с этой фотографией.
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу, 23 марта 1959, г. Москва. Водитель машины Николай Иванович Николаев.Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Автопробег Москва – Севастополь – Москва, 6 - 31 мая 1959. Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Реклама автомобиля ЗАЗ-965 («Запорожец»), 1960 - 1963. Выставки «Запорожцы», «Роскошь и средство передвижения», «Съемки для рекламы советских автомобилей» и видео «За рулем» с этой фотографией.
ВДНХ. Автомобиль «Застава-1300», 1 мая 1961 - 31 декабря 1969, г. Москва. Выпускался в Югославии на заводе «Застава» («Красное знамя») с апреля 1961 года.Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Без названия, 1965 год, г. Москва. Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК, с 1996 года - ОАО «Москвич»). Ныне несуществующий московский автомобилестроительный завод. Выпускал автомобили марок «КИМ» и «Москвич». Основан в 1930 году, остановлен в 2002, ликвидирован в 2010 году.Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Праздник автомобилистов, 9 октября 1966, г. Москва. В Москве состоялся праздник автомобилистов, явившийся грандиозным смотром автомобильной техники. В нем участвовали как старейшие автомобили, так и новейшие образцы советского автопрома. Колонны прошли по улицам Москвы от Манежной площади до Лужников, где состоялся торжественный митинг и праздничный концерт.Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Праздник автомобилистов, 9 октября 1966, г. Москва. В Москве состоялся праздник автомобилистов, явившийся грандиозным смотром автомобильной техники. В нем участвовали как старейшие автомобили, так и новейшие образцы советского автопрома. Колонны прошли по улицам Москвы от Манежной площади до Лужников, где состоялся торжественный митинг и праздничный концерт.Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций, 23 октября 1966, г. Москва. 23 октября 1966 года в Москве состоялся парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций на приз журнала «Техника молодежи». Парад прошел от Манежной площади до ЦПКиО имени Горького, где состоялись выставка конструкций и вручение призов победителям.Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций, 23 октября 1966, г. Москва. 23 октября 1966 года в Москве состоялся парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций на приз журнала «Техника молодежи». Парад прошел от Манежной площади до ЦПКиО имени Горького, где состоялись выставка конструкций и вручение призов победителям.Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Праздник автомобилистов, 9 октября 1966, г. Москва. В Москве 9 октября 1966 года состоялся праздник автомобилистов, явившийся грандиозным смотром автомобильной техники. В нем участвовали как старейшие автомобили, так и новейшие образцы советского автопрома. Колонны прошли по улицам Москвы от Манежной площади до Лужников, где состоялся торжественный митинг и праздничный концерт.Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Миллионный «Москвич-408» на Ленинских горах в пробном пробеге по городу, 24 мая 1967, г. Москва. Сейчас Воробьевы горы. Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК, с 1996 года - ОАО «Москвич»). Ныне несуществующий московский автомобилестроительный завод. Выпускал автомобили марок «КИМ» и «Москвич». Основан в 1930 году, остановлен в 2002, ликвидирован в 2010 году.Выставки: «Вот это тачка!», «Роскошь и средство передвижения», «Лучшие девушки Советского Союза» с этой фотографией.
«Москвич»-408, 1968 год, г. Москва. Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК, с 2022 года – АО «Московский автомобильный завод „Москвич“».). Выпускал автомобили марок «КИМ» и «Москвич». Основан в 1930 году.Выставки «Вот это тачка!» и «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Мужчины у автомобиля ГАЗ-24, 1976 год, Грузинская ССР. Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Ремонт автомобиля на проезжей части проспекта Курако, 13 октября 1981, г. Новокузнецк. Выставки «20 лучших фотографий Владимира Соколаева», «Запорожцы», «Роскошь и средство передвижения» и видео «За рулем» с этой фотографией.
Храм Знамения иконы Божией Матери в Москве, 1 октября 1985 - 1 ноября 1994, г. Москва. Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Сотрудник ГАИ, февраль 1994, г. Москва. Выставки «На посту», «Жизнь в дороге», «Роскошь и средство передвижения», «А снег идет, а снег идет, и все вокруг чего-то ждет…», «Московский троллейбус» и видео «За рулем» с этой фотографией.
Автолюбитель, 23 сентября 1987, г. Новокузнецк. Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Портрет Владимира Сорокина, 1985 - 1989. Выставка «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Автомобиль «Мерседес» на Невском проспекте, 1995 год, г. Санкт-Петербург. Выставки «Роскошь и средство передвижения» и «Вот это тачка!» с этой фотографией.
Автомобиль. 1905–1910 годы. Неизвестный автор.
Автомобиль
1905 - 1910
Неизвестный автор
Легковой автомобиль графа Шереметева. 1908–1910 годы. Автор: Карл Булла.
Легковой автомобиль графа Шереметева
1908 - 1910
Булла Карл Карлович
Военно-санитарный автомобиль. 1911 год. Автор: Карл Булла.
Военно-санитарный автомобиль
4 - 27 июля 1911
Булла Карл Карлович
Супруга редактора журнала «Автомобиль» Андрея Нагеля Лидия Яковлевна у решетки сада Зимнего дворца. 1915 год. Автор: Карл Булла.
«Автомобиль-сани Николая II в руках революционного народа». 1917 год. Автор: Карл Булла.
«Автомобиль-сани Николая II в руках революционного народа»
3 февраля 1917 - 31 марта 1917
Булла Карл Карлович
Лиля Брик в салоне автомобиля. 1929 год. Автор: Александр Родченко.
Лиля Брик в салоне автомобиля
1929 год
Родченко Александр Михайлович
Охотный ряд. 1939 год. Автор: Евгений Халдей.
Охотный ряд
1939 год
Халдей Евгений Ананьевич
Еманжелинская МТС. Отправка шоферов и автомашин на фронт. 1941 год. Неизвестный автор.
Автомобили у гостиницы «Москва». 1947 год. Автор: Евгений Умнов.
Автомобили у гостиницы «Москва»
1947 год
Умнов Евгений Петрович
Испытание нового автомобиля ЗИС-110. 1947 год. Автор: Дмитрий Бальтерманц.
Испытание нового автомобиля ЗИС-110
1947 год
Бальтерманц Дмитрий Николаевич
Автомобиль «Победа». Такси. 1948–1959 годы. Неизвестный автор.
Автомобиль «Победа». Такси
1948 - 1959
Неизвестный автор
Первые автомобили 1953 года. 1953 год. Автор: Валентин Хухлаев.
Первые автомобили 1953 года
5 января 1953
Хухлаев Валентин Константинович
Легковой автомобиль ЗИМ. 1954–1956 годы. Автор: Е. И. Баженов.
Легковой автомобиль ЗИМ
1954 - 1956
Баженов Е. И.
Легковой автомобиль «Москвич 400-422». 1954–1956 годы. Автор: Е. И. Баженов.
Детский легковой автомобиль. 1955 год. Автор: Б. Удовиченко.
Детский легковой автомобиль
1955 год
Удовиченко Б.
Участники мотопробега Москва – Варшава – Москва на трассе маршрута. 3 мая 1955 года. Автор: Валентин Хухлаев.
Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. 7–8 сентября 1956 года. Автор: Сергей Васин.
Чемпионат СССР по автомобильным гонкам
7 - 8 сентября 1956
Васин Сергей Иванович
Проспект Маркса. 1957–1965 годы. Автор: Иван Шагин.
Проспект Маркса
1961 - 1962
Шагин Иван Михайлович
Автомобиль ЗИЛ-111 на ВДНХ. 1959 год. Автор: Иван Шагин.
Автомобиль ЗИЛ-111 на ВДНХ
1959 год
Шагин Иван Михайлович
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу. 23 марта 1959 года. Автор: Валентин Хухлаев.
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу
23 марта 1959
Хухлаев Валентин Константинович
Автопробег Москва – Севастополь – Москва. 6–31 мая 1959 года. Автор: Валентин Хухлаев.
Автопробег Москва – Севастополь – Москва
6 - 31 мая 1959
Хухлаев Валентин Константинович
Реклама автомобиля ЗАЗ-965 («Запорожец»). 1960–1963 годы. Автор: Юрий Левянт.
ВДНХ. Автомобиль «Застава-1300». 1961–1969 годы. Автор: Виктор Горкин.
ВДНХ. Автомобиль «Застава-1300»
1 мая 1961 - 31 декабря 1969
Горкин Виктор Николаевич
Без названия. 1965 год. Автор: Валентин Хухлаев.
Без названия
1965 год
Хухлаев Валентин Константинович
Праздник автомобилистов. 9 октября 1966 года. Автор: Валентин Хухлаев.
Праздник автомобилистов
9 октября 1966
Хухлаев Валентин Константинович
Праздник автомобилистов. 9 октября 1966 года. Автор: Валентин Хухлаев.
Праздник автомобилистов
9 октября 1966
Хухлаев Валентин Константинович
Парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций. 23 октября 1966 года. Автор: Валентин Хухлаев.
Парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций
23 октября 1966
Хухлаев Валентин Константинович
Парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций. 23 октября 1966 года. Автор: Валентин Хухлаев.
Парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций
23 октября 1966
Хухлаев Валентин Константинович
Праздник автомобилистов. 9 октября 1966 года. Автор: Валентин Хухлаев.
Праздник автомобилистов
9 октября 1966
Хухлаев Валентин Константинович
Миллионный «Москвич-408» на Ленинских горах в пробном пробеге по городу. 24 мая 1967 года. Автор: Валентин Хухлаев.
Без названия. 1968 год. Автор: Валентин Хухлаев.
«Москвич»-408
1968 год
Хухлаев Валентин Константинович
Мужчины у автомобиля ГАЗ-24. 1976 год. Автор: Виктор Ершов.
Мужчины у автомобиля ГАЗ-24
1976 год
Ершов Виктор Гаврилович
Ремонт автомобиля на проезжей части проспекта Курако. 13 октября 1981 года. Автор: Владимир Соколаев.
Ремонт автомобиля на проезжей части проспекта Курако
13 октября 1981
Соколаев Владимир Анатольевич
Храм Знамения иконы Божией Матери в Москве. 1985–1994 годы. Автор: Алексей Быстров.
Храм Знамения иконы Божией Матери в Москве
1 октября 1985 - 1 ноября 1994
Быстров Алексей Анатольевич
Сотрудник ГАИ. Февраль 1994 года. Автор: Александр Абаза.
Сотрудник ГАИ
февраль 1994
Абаза Александр Борисович
Автолюбитель. 23 сентября 1987 года. Автор: Александр Бобкин.
Автолюбитель
23 сентября 1987
Бобкин Александр Алексеевич
Портрет Владимира Сорокина. 1985–1989 годы. Автор: Игорь Мухин.
Портрет Владимира Сорокина
1985 - 1989
Мухин Игорь Владимирович
Автомобиль «Мерседес» на Невском проспекте. 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
Автомобиль «Мерседес» на Невском проспекте
1995 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
1/38
Вы посмотрели выставку «Роскошь и средство передвижения»
Вам понравилось?
9 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Вадим Сидур – пророк с другой планеты
Жил в Советском Союзе художник Вадим Абрамович Сидур (1924–1986), творчество которого порой шокировало даже близких ему людей. Называя себя художником «эпохи равновесия страха» и обладая тонким трагическим мироощущением, он воплощал в своих работах не только бесконечные человеческие страдания, размышления о жизни и смерти, «современное состояние» времени, но и новый эстетический стиль беспокойства о сохранении человеческого облика, сострадания, любви. Вадим Сидур принадлежал к поколению, на долю которого выпало множество испытаний; сам художник пережил в детстве голодомор, получил тяжелое увечье на войне, пережил смерть многих родных и близких. Он принадлежал к поколению, в котором была жесткая культура молчания обо всех страданиях, которые оно пережило и продолжало переживать. В послевоенной Москве Вадим Сидур назвал себя «пришельцем с другой планеты». Действительно, многие его скульптуры, связанные с войной, жестокостью, злобой, насилием, словно созданы в другом измерении, созданы будто в снах, не поддающихся рациональному объяснению, но содержащих пророческие напоминания, предостережения. Официальная власть к подобным снам и напоминаниям относилась с неприязнью. Художник уединился в подвальной мастерской, чтобы без оглядки на эту власть создавать то, что он считал нужным, получая единственную награду – общение и взаимную поддержку тех, кому было небезразлично его творчество, тех, кто так же без оглядки на власть шел в его мастерскую.
Роскошь и средство передвижения
Автомобили и их водители, пассажиры и любители.