Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Шорская семья, 1990 год, Кемеровская обл., пос. Парушка. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Поселок Парушка, 1984 год, Кемеровская обл., пос. Парушка. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Набережная в Усть-Анзасе на реке Мрассу, 1913 год. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Миссионерский стан, 1913 год, Томская губ., пос. Усть-Анзас. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Дом миссионера на берегу Мрассу, 1916 год, Томская губ., пос. Усть-Анзас. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Жилище шорцев на реке Мрассу, 1927 год, Западно-Сибирский край. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Шалаш шамана, 1927 год, Западно-Сибирский край, пос. Усть-Кабырза. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Летняя кухня сенек, 1982 год, Кемеровская обл., пос. Дальний Кезек. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Внутренность летней кухни сенек, 1991 год, Кемеровская обл., пос. Дальний Кезек. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Ручная мельница, 1984 год, Кемеровская обл., пос. Чилису-Анзас. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Изба эм, 1990 год, Кемеровская обл., пос. Усть-Анзас. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Интерьер шорского дома, 1989 год, Кемеровская обл., пос. Сага. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Шорский амбар, 1927 год, Западно-Сибирский край, пос. Пызас. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Свинарник, 1986 год, Кемеровская обл., пос. Дальний Кезек. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Прилет вертолета, 1983 год, Кемеровская обл., Усть-Анзас. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Шорцы – коренной народ России, проживающий на юге Западной Сибири. Численность шорцев – около 13 тысяч человек, из них более 10 тысяч живут в Кемеровской области. На фото: Шорская семья. 1990 год. Автор: А. Трофимова. Кемеровская область, поселок Парушка.
Шорская семья
1990 год
Трофимова А.
Большинство шорских поселков-улусов расположены в горнотаежной местности, получившей в начале ХХ века название Горная Шория. На фото: Поселок Парушка. 1984 год. Автор: Валерий Кимеев.
Поселок Парушка
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
По берегам реки Мрассу и ее левого притока Пызаса до сих пор можно встретить редкие улусы, где шорцы еще сохранили свой язык, культурные традиции и хозяйственный уклад. На фото: Набережная в Усть-Анзасе на реке Мрассу. 1913 год. Автор: Г. Иванов.
О шорских поселках нам известно с начала XVII века, когда в верховья Томи пришли русские казаки, принеся с собой православие. На фото: Миссионерский стан. 1913 год. Автор: Г. Иванов. Томская губерния, поселок Усть-Анзас.
Миссионерский стан
1913 год
Иванов Г.
Шорцы-бирюсинцы селились по долинам рек, где основывали мелкие – из 5–10 юрт – аилы. Шорцы, жившие по Мрассу и Кондоме, наоборот, жили в довольно крупных улусах. На фото: Дом миссионера на берегу Мрассу. 1916 год. Автор: Г. Иванов. Томская губерния, поселок Усть-Анзас.
Придомных усадеб обычно не было – отдельные юрты и хозяйственные постройки ставились на косогорах приречных долин. Огородов также не было вплоть до советского времени. На фото: Жилище шорцев на реке Мрассу. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова. Западно-Сибирский край.
Жилище шорцев на реке Мрассу
1927 год
Дыренкова Н. П.
Традиционным жилищем шорцев был крытый корой, колотыми бревнами или досками конусообразный шалаш одаг. На фото: Шалаш шамана. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова. Западно-Сибирский край, поселок Усть-Кабырза.
Шалаш шамана
1927 год
Дыренкова Н. П.
В конце XIX века шалаши одаги заменили бревенчатые срубные юрты, впоследствии – уже в советское время – такие юрты использовались как летние кухни и получили название «сенек». На фото: Летняя кухня сенек. 1982 год. Автор: Валерий Кимеев. Кемеровская область, поселок Дальний Кезек.
Летняя кухня сенек
1982 год
Кимеев Валерий Макарович
Срубные юрты обогревались сбитым из глины очагом. В крыше устраивалось отверстие для света. По периметру жилища врубались деревянные лавки. На фото: Внутренность летней кухни сенек. 1991 год. Автор: В. Попко. Кемеровская область, поселок Дальний Кезек.
В углу срубной юрты устанавливалась ручная мельница с каменными жерновами. Поселок Чилису-Анзас. 1984 год. Автор: Валерий Кимеев.
Ручная мельница
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
К началу ХХ века шорские улусы состояли в основном из русских срубных изб, называвшихся эм. 1990 год. Автор: А. Трофимова. Кемеровская область, поселок Усть-Анзас.
Изба эм
1990 год
Трофимова А.
В избе эм из глины сооружали русскую печь. Со второй половины ХХ века рядом с русской печью стали устанавливать железную печь с трубой, выведенной в дымоход русской печи. На фото: Интерьер шорского дома. 1989 год. Автор: Валерий Кимеев. Кемеровская область, поселок Сага.
Интерьер шорского дома
1989 год
Кимеев Валерий Макарович
Из хозяйственных построек чаще всего ставили амбары анмар. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова. Западно-Сибирский край, поселок Пызас.
Шорский амбар
1927 год
Дыренкова Н. П.
В ХХ веке на шорских усадьбах часто стали ставить постройки для содержания скота и домашней птицы. На фото: Свинарник. 1986 год. Неизвестный автор. Кемеровская область, поселок Дальний Кезек.
Свинарник
1986 год
Неизвестный автор
Вплоть до настоящего времени связь с отдаленными шорскими поселками затруднена. На фото: Прилет вертолета. 1983 год. Автор: Валерий Кимеев. Кемеровская область, поселок Усть-Анзас.
Прилет вертолета
1983 год
Кимеев Валерий Макарович
1/15
Вы посмотрели выставку «Затерянные в тайге»
Вам понравилось?
11 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Владислав Микоша. «Я останавливаю время»
В 1929 году Владислав Микоша поступил на операторский факультет Государственного техникума кинематографии (нынешнего ВГИКа). Уже после второго курса он начал работать оператором на киностудии «Союзкинохроника» — снимал Первую Альпиниаду Рабоче-Крестьянской Красной Армии (1933), спасение челюскинцев (1934), перелеты Валерия Чкалова и Михаила Громова в Америку (1937). Микоша был единственным оператором, запечатлевшим на кинопленку разрушение храма Христа Спасителя (1931). В 1936 году, уже серьезно увлекшись фотографией, Микоша стал штатным фотокорреспондентом газеты «Известия». В мае 1940 года в Центральном доме кино открылась его персональная фотовыставка. Война вернула Микошу к работе кинооператора. Он документировал оборону Одессы, Севастополя, Северный и Атлантический конвои, бомбежку Лондона, гибель Керченского десанта, освобождение Кавказа и Крыма, Румынии, Болгарии и Польши, подписание капитуляции Японии на линкоре «Миссури». Cнятые им кадры вошли в документальные фильмы — «Черноморцы», «День войны», «Битва за Севастополь», «Парад Победы», «Освобождение Варшавы», «Разгром Японии» и др. Помимо создания выдающихся фронтовых киноработ и фоторепортажей, Владислав Владиславович писал статьи — его репортажи печатались в «Правде», спецкором которой он был всю войну. После войны Микоша как фотокорреспондент снимал в основном для журналов – «Огонька», «Советского Союза», «Вокруг света». Был оператором и режиссером Центральной студии документальных фильмов. Написал несколько книг воспоминаний – «С киноаппаратом в бою», «Рядом с солдатом», «Годы и страны. Записки кинооператора», «Я останавливаю время». Оставаясь беспартийным, он стал трижды лауреатом Сталинской премии, лауреатом Государственной премии СССР, народным артистом СССР и академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника». Вдова фотографа Джемма Фирсова передала Мультимедиа Арт Музею архив Владислава Микоши, который выделен в отдельный музейный фонд.
Фотограф Елеазар Лангман. Радикальный экспериментатор 1920–1930-х годов
О биографии Лангмана известно немного. Его архив утерян – после развода с женой он не имел постоянного места жительства и кочевал из одной фотолаборатории в другую. В каталоге выставки Мастеров советского фотоискусства в 1935 году сохранилась биографическая справка: «Родился в 1895 году в Одессе. Учился в Одесском художественном училище, в Харьковском политехническом институте и консерватории (по классу скрипки). Играл в оркестрах и концертировал в агитбригадах. Был на бывш. Волго-Бугульминской ж.д. начальником военно-сварочных работ. Работал у архитектора А. Лангмана... – автора проектов стадиона „Динамо“ и дома СТО (Совет труда и обороны). Занимался также плакатной работой». В 1929 году состоялось знакомство Лангмана с Александром Родченко. Лангман вошел в актив творческой группы «Октябрь». В 1929–1930 гг. он работал фоторепортером в составе «бригады Игнатовича», снимавшей для «Вечерней Москвы». В своем творчестве Лангман был более радикален, чем его учителя. Фотограф объяснял использование конструктивистских приемов тем, что это – «протест против штампа, серятины в фотографии». Несмотря на резкую критику в прессе и распад «Октября», он продолжал сотрудничать с Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) – входил в жюри фотовыставок, работал по заданию издательства «Изогиз». В середине 1930-х Лангман снимал репортажи из Казахстана для журнала «СССР на стройке» и работал над фотоальбомом «10 лет Узбекистана». Фотожурналиста привлекали символы эпохи: люди и их свершения. В 1938 году был издан фотоочерк «На родине стахановского движения» авторства Лангмана, где подробно иллюстрирован трудовой энтузиазм Алексея Стаханова и начальника шахты имени Сталина Кости Петрова. Последнее место работы Лангмана – собкор ТАСС в Крыму. По доносу коллег он был обвинен в использовании фотолаборатории в коммерческих целях и вскоре умер при невыясненных обстоятельствах в 45 лет.
Затерянные в тайге
В труднодоступных районах Горной Шории, по берегам рек, среди вековой тайги, можно встретить поселения одного из коренных народов Южной Сибири – шорцев. Фотографии из фондов музея-заповедника «Томская Писаница». Автор – София Евгеньевна Ермолова.