Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Шорский шаман, 1927 год, Западно-Сибирский край, пос. Усть-Кабырза. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шорская шаманка, 1927 год, Западно-Сибирский край. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шорский шаман, 1920 год, улус Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шорский шаман, 1930 - 1940. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманская шапка. На фото Ундучекова, 1982 год, Кемеровская обл., пос. За-Мрассу. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаман в маске кочо, 1927 год. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманский обряд кочо-кан, 1927 год, Западно-Сибирский край, пос. Усть-Кабырза. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова, 1986 год, Кемеровская обл., пос. Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова, 1986 год, Кемеровкая обл., пос. Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова, 1986 год, Кемеровская обл., пос. Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Лечение больного шаманкой, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Лечение больного шаманкой, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Похороны шаманки, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Похороны шаманки, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Похороны шаманки, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманизм – ранняя форма религии, в основе которой лежит вера в общение шамана (по-шорски он назывался кам) в состоянии транса с духами. Этот обряд называется камлание. Шаманизм существовал в разных формах у большинства народов Земли. На фото: Шорский шаман. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова.
Шорский шаман
1927 год
Дыренкова Н. П.
Шорцы верили, что весь мир разделен на три сферы: небо – владения верховного божества Ульгеня; средняя земля, где живут люди; подземный мир, населенный злыми духами. На фото: Шорская шаманка. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова. Западно-Сибирский край.
Шорская шаманка
1927 год
Дыренкова Н. П.
Ульгень сотворил мир вместе со своим братом Эрликом – олицетворением злого начала. Ульгень создал солнце, луну, звезды, реки и ровную землю, Эрлик поставил горы. На фото: Шорский шаман. 1920 год. Неизвестный автор. Улус Чулеш.
Шорский шаман
1920 год
Неизвестный автор
Ульгень изгнал Эрлика в подземный мир, где тот повелевает духами, которые забирают душу человека, вызывают болезнь и причиняют смерть. Человек обитает на средней земле вместе с духами – хозяевами тайги, гор, рек, озер. На фото: Шорский шаман. 1930–1940 годы. Неизвестный автор.
Шорский шаман
1930 - 1940
Неизвестный автор
Посредником между людьми и духами становился шаман. У шорцев не было специального шаманского костюма, однако были особые атрибуты. Сильные шаманы совершали камлание с бубном и колотушкой, слабые камлали с рукавицей, старым луком, веником и шапкой. 1982 год. Автор: Седов.
Шаманы также совершали жертвоприношения. В жертву Ульгеню приносили жеребца. Однако при таком жертвоприношении дух кочо-кан мешает шаману «подняться» на небо. Поэтому шаман «вселяет» духа в одного из присутствующих на обряде мужчин, который надевает маску из бересты. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова.
Шаман в маске кочо
1927 год
Дыренкова Н. П.
У шорцев существовал обряд плодородия, направленный на увеличение числа соболей, находившихся в ведении Ульгеня. Участники обряда по очереди надевали маску кочо и старались вырвать друг у друга палку-фаллос. На фото: Шаманский обряд кочо-кан. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова.
Шаманский обряд кочо-кан
1927 год
Дыренкова Н. П.
Шаман – особый избранник Ульгеня. У человека, которому суждено стать шаманом, обычно имелась отметина Ульгеня, так называемая лишняя кость: бугорок на пальце руки или ноги, ямка на мочке уха и прочее. На фото: Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова. 1986 год. Автор: Валерий Кимеев.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова
1986 год
Кимеев Валерий Макарович
Еще одним признаком избранности духами считалась «шаманская болезнь» – эпилепсия, во время которой шамана как будто «пересотворяли» духи. Шорцы верили, что духи разрезают тело шамана в особом котле, внимательно пересматривая все кости. На фото: Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова. 1986 год.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова
1986 год
Кимеев Валерий Макарович
Шаманами у шорцев были как мужчины, так и женщины. Камлали они в повседневной одежде – обычно в халате шабыр. Голову шорские шаманы всегда повязывали платком. На фото: Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова. 1986 год. Автор: Валерий Кимеев.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова
1986 год
Кимеев Валерий Макарович
Шорцы часто обращались к шаманам: при болезнях, во время похорон и поминок, при трудных родах, перед сбором урожая. Обязательно шаман участвовал в традиционных родовых молениях Ульгеню. На фото: Лечение больного шаманкой. 1980 год. Автор: Валерий Кимеев.
Лечение больного шаманкой
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
Очень часто шаман мог лечить только определенные болезни, например, нервные припадки, вызванные сильным испугом. О том, какие именно болезни лечит тот или иной шаман, можно было узнать по рисункам на бубне (если это был сильный шаман, слабые шаманы не имели бубна). 1980 год. Автор: Валерий Кимеев.
Лечение больного шаманкой
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
С бубном была связана и продолжительность жизни шамана. Духи сообщали, когда шаман может изготовить первый бубен и сколько бубнов необходимо будет сменить. Вся жизнь шамана исчислялась количеством бубнов, отпущенных духом-покровителем: когда иссякало могущество последнего бубна, шаман умирал.
Похороны шаманки
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
После смерти шамана бубен и колотушку подвешивали на дереве возле могилы, железные подвески с рукояти бубна снимали и передавали следующему шаману. По легенде, шаманов хоронили вниз лицом в заколоченном сосновом гробу, который оставляли в лесу, заваливая ветками. 1980 год.
Похороны шаманки
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
Для религиозного сознания многих шорцев характерен синкретизм – сочетание элементов шаманизма, православия и когда-то усвоенных старшим поколением постулатов марксистско-ленинской идеологии. Однако отдельные пережитки шаманизма сохранились у шорцев до настоящего времени. 1980 год.
Похороны шаманки
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
1/15
Вы посмотрели выставку «Говорящие с духами: шорские шаманы»
Вам понравилось?
2 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Лидеры СССР за границей
Ленин не успел совершить ни одного официального зарубежного визита. Сталин был домоседом, лишь дважды он вынужденно покинул страну, приняв участие в Тегеранской (1943), а затем в Потсдамской (1945) конференциях. В заграничные турне ездил другой руководитель страны, второй после Сталина – Вячеслав Молотов, с именем которого связана советская международная дипломатия. Рекордсменом по числу заграничных визитов был Никита Хрущев – около 50 поездок. Анастас Микоян на одном из выступлений в узком кругу назвал себя и Хрущева «всемирными бродягами». Леонид Брежнев не отставал от предшественника, совершил десятки поездок, в которых «укреплял мир во всем мире» – и не только знаменитыми поцелуями. Короткие правления из-за старости и болезней сделали невозможными зарубежные поездки преемников Леонида Ильича: Юрий Андропов съездил только в Чехословакию, а Константин Черненко ни разу не покинул пределы страны. Восьмой и последний лидер Советского Союза Михаил Горбачев посетил десятки стран и практически всегда ездил с Раисой Максимовной.
Владислав Микоша. «Я останавливаю время»
В 1929 году Владислав Микоша поступил на операторский факультет Государственного техникума кинематографии (нынешнего ВГИКа). Уже после второго курса он начал работать оператором на киностудии «Союзкинохроника» — снимал Первую Альпиниаду Рабоче-Крестьянской Красной Армии (1933), спасение челюскинцев (1934), перелеты Валерия Чкалова и Михаила Громова в Америку (1937). Микоша был единственным оператором, запечатлевшим на кинопленку разрушение храма Христа Спасителя (1931). В 1936 году, уже серьезно увлекшись фотографией, Микоша стал штатным фотокорреспондентом газеты «Известия». В мае 1940 года в Центральном доме кино открылась его персональная фотовыставка. Война вернула Микошу к работе кинооператора. Он документировал оборону Одессы, Севастополя, Северный и Атлантический конвои, бомбежку Лондона, гибель Керченского десанта, освобождение Кавказа и Крыма, Румынии, Болгарии и Польши, подписание капитуляции Японии на линкоре «Миссури». Cнятые им кадры вошли в документальные фильмы — «Черноморцы», «День войны», «Битва за Севастополь», «Парад Победы», «Освобождение Варшавы», «Разгром Японии» и др. Помимо создания выдающихся фронтовых киноработ и фоторепортажей, Владислав Владиславович писал статьи — его репортажи печатались в «Правде», спецкором которой он был всю войну. После войны Микоша как фотокорреспондент снимал в основном для журналов – «Огонька», «Советского Союза», «Вокруг света». Был оператором и режиссером Центральной студии документальных фильмов. Написал несколько книг воспоминаний – «С киноаппаратом в бою», «Рядом с солдатом», «Годы и страны. Записки кинооператора», «Я останавливаю время». Оставаясь беспартийным, он стал трижды лауреатом Сталинской премии, лауреатом Государственной премии СССР, народным артистом СССР и академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника». Вдова фотографа Джемма Фирсова передала Мультимедиа Арт Музею архив Владислава Микоши, который выделен в отдельный музейный фонд.
Говорящие с духами: шорские шаманы
На юге Западной Сибири проживает коренной малочисленный народ – шорцы. Их поселки затеряны среди тайги, по берегам рек Горной Шории. Традиционным занятием шорцев всегда была охота, основу духовной жизни составлял шаманизм. Фотографии из фондов музея-заповедника «Томская Писаница». Автор – София Евгеньевна Ермолова.