Троицкий мост –
старейший сохранившийся каменный мост Москвы. Построен в 1516 году по проекту итальянского архитектора Алевиза Фрязина. Мост был проложен через реку Неглинную, которую в XIX веке спрятали в подземный коллектор. На этом месте разбили Кремлевские сады.
Троицкая башня и Троицкий мост в Московском Кремле
1 декабря 1957 - 31 декабря 1959
Большой Москворецкий мост. На фото конца XIX века мост уже с металлическими пролетами конструкции инженера Аманда Струве. С XV века на этом месте стоял наплавной мост. В XVII веке построили деревянный свайный мост.
На фото – Москва-река во время ледохода. Большой Москворецкий мост.
1931 год.
Неизвестный автор.
Москва-река во время ледохода
1931 год
Современный мост открыт в 1938 году, авторы проекта – архитекторы Алексей Щусев и Патвакан Сардарьян, инженер В. Кириллов. На фото – Вид на Большой Москворецкий мост, Московский Кремль.
1955–1965 годы. Автор: Иван Шагин.
Большой Каменный мост. В 1859 году на месте старого Каменного моста построили новый. Он был трехпролетный, с металлическими фермами. Простоял до середины 1930-х годов. На фото – Храм Христа Спасителя и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмаках. 1880-е. Неизвестный автор.
В 1938 году ниже по течению открыли современный Большой Каменный мост. Архитекторы: Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус, инженер: Н. Калмыков. На фото – Вид Московского Кремля и Большого Каменного моста. 1957–1965 годы. Автор: Иван
Шагин.
На ограде моста можно найти Герб Москвы, введенный в 1924 году и просуществовавший до 1993 года. А на обороте титульной страницы российского паспорта изображена панорама Кремля именно с Большого Каменного моста.
Большой Устьинский мост. Старый мост, предшественник современного, был построен в 1881 году. На фото – Панорама Москвы с Вшивой горки.
1884 год.
Неизвестный автор.
Панорама Москвы с Вшивой горки
1884 год
В 1938 году инженером Владимиром Вахуркиным при участии архитекторов Георгия Гольца и Д. Соболева был сооружен новый мост. В одном из пролетов – шесть арок из специально разработанной стали для Дворца Советов.
Крымский мост. Единственный висячий мост через Москва-реку. Строился в 1936–1938 годах по проекту архитектора Александра Власова и инженера Бориса Константинова взамен старого. На фото – Панорама строительства Большого Крымского моста. 1936–1938 годы. Автор: Александр Устинов.
Панорама строительства Большого Крымского моста
1936 - 1938
На фото – Панорама строительства Большого Крымского моста. 1936–1938 годы. Автор: Александр Устинов.
Панорама строительства Большого Крымского моста
1936 - 1938
На фото – Панорама строительства Большого Крымского моста. 1936–1938 годы. Автор: Александр Устинов.
Панорама строительства Большого Крымского моста
1936 - 1938
Цепи сделаны из стали типа «ДС» («Дворец Советов»), выплавленной специально для строительства так и не возведенного Дворца Советов. На фото – Крымский мост.
1960-е. Автор: Валентин Хухлаев.
Крымский мост
1960-е
Новоспасский мост. Название получил в честь расположенного рядом Новоспасского монастыря. В основе нынешнего моста – опоры стального Новоспасского моста, построенного в 1911 году. На фото – Москва-река и Новоспасский мост. 1981–1982 годы. Автор: Олег
Линев.
Москва-река и Новоспасский мост
2 мая 1981 - 2 октября 1982
Бородинский мост. На фото – мост, построенный к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Въезды на мост были декорированы с одной стороны обелисками, с другой – закругленными колоннадами.
Бородинский мост
1913 - 1919
В 1952–1953 годах мост был расширен. На фото – Бородинский мост.
1980-е. Автор: Николай
Рахманов.
Бородинский мост
1980-е
Фото 1920-х годов, в это время мост носил название Краснолужского. До революции мост на этом месте назывался Мостом Императора Николая II, в 2002 году – Лужнецким (Новым Краснолужским мостом). В 2001 году современный Лужнецкий мост построили на опорах, на которых стоял старый Краснолужский мост.
Андреевский железнодорожный мост. Построен по проекту инженера Лавра Проскурякова и архитектора Александра Померанцева. Они же отвечали и за Краснолужский мост. Первоначально мост назывался Сергиевским, в память о московском генерал-губернаторе великом князе Сергее Александровиче.
С использованием основных конструкций старого Андреевского моста в 1999 году был построен Андреевский (Пушкинский) пешеходный мост. Со стороны Пушкинской набережной (Нескучного сада) сохранена табличка с историей моста. На фото – Демонтаж Андреевского моста.
1999 год. Автор: Валерий Усманов.
Демонтаж Андреевского моста
1999 год
Перенос моста. Май 1999 года. Автор: Виталий
Белый.
Перенос моста
май 1999
Перенос моста. Май 1999 года. Автор: Виталий
Белый.
Перенос моста
май 1999
Перенос моста. Май 1999 года. Автор: Виталий
Белый.
Перенос моста
май 1999
Лефортовский мост в Москве. До 1940 года назывался Дворцовым. Архитектор – Семен Яковлев. Построен в XVIII веке. На фото – Дворцовый мост на Яузе. 1921 год. Неизвестный автор.
Дворцовый мост на Яузе
1921 год
В 1940 году мост реконструировали: он стал длиннее и почти вдвое шире. На фото – Лефортовский мост.
1980-е. Автор: Николай
Рахманов.
Лефортовский мост
1980-е
Андроников виадук. Мост построен в 1865 году для Нижегородской (ныне Курской) железной дороги.
Вид с Костомаровского моста на Спасо-Андроников монастырь
2 мая 1981 - 4 сентября 1982
Можно увидеть небольшие балкончики – консоли смотровых ходов, через которые выведены водостоки. На фото – Река Яуза и Андроников виадук.
Май – июнь 1967 года. Автор: Борис
Смирнов-Русецкий.
Река Яуза и Андроников виадук
май - июнь 1967
Симоновский мост. Построен в 1893–1894 годах. Мост был плашкоутным – это плавучий мост, опирающийся на плоскодонные суда. В 1930-е уже не существовал. На фото – Симонов монастырь.
1910 год.
Неизвестный автор.
Симонов монастырь
1910 год
Садовнический мост. В основе этого моста – трубы теплотрассы, связывающей Замоскворечье с тепловой электростанцией ГЭС-1 на Раушской набережной. Проложить трубы по дну оказалось дорого, поэтому их пустили над каналом таким необычным способом.
Садовнический мост
февраль 1994
Чугунный мост. Нынешний мост – пятый на этом месте. Имя осталось от 3-го моста, построенного в 1835 году. На фото – Вид на Пятницкую улицу от Чугунного моста.
11 июня 1972 года. Автор: Владимир
Сергиенко.
Вид на Пятницкую улицу от Чугунного моста
11 июня 1972
Малый Москворецкий мост. Первоначальное название – «Новый Чугунный мост». Стоит на одной оси с Большим Москворецким мостом. Построен в 1937 году. Одна из особенностей: ширина больше его протяженности.
Мостик в Замоскворечье
февраль 1994
Мост Победы. Мост начали строить в 1943 году. В 1960–1961 годах путепровод расширили. В северной части – статуи воинов мужчины и женщины, в южной части – композиции «Слава русскому оружию».
Мост Победы
1945 - 1955
1/31
Мосты Москвы
Практичные сооружения, располагающие к сентиментальности в большом городе.