Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Девушка с обезьянкой в доме артистки Веры Шуваловой, 1911 год, г. Санкт-Петербург. Выставка «Свидетели повседневности» с этой фотографией.
Обучение швейному делу, 1933 - 1937. Выставка «Свидетели повседневности» с этой фотографией.
Клава Шарупич с цветами, 1 мая 1939, г. Москва. Клавдия Семеновна Шарупич (урожденная Царева).Выставка «Свидетели повседневности» с этой фотографией.
Мама Юли Зинаида Ивановна Волхонская поливает цветы (герань, пальма и лимон), 1940-е, Владимирская обл., г. Муром. В 1929 году Владимирский край вошёл в состав Ивановской промышленной области, с 1936 года – в Ивановскую область. В 1944 году была образована Владимирская область.Выставка «Свидетели повседневности» с этой фотографией.
В детском доме, 1941 год. Выставка «Свидетели повседневности» с этой фотографией.
Анна Ахматова в гостях у Виктора Ардова, 1949 год, г. Москва. Выставки «Главное орудие слова в ХХ веке», «"Сто строк…"», «Свидетели повседневности», «В гостях» и видео «Анна Ахматова. "Летний сад"» с этой фотографией.
За вечерним чаем с внуком, 19 марта 1949, Московская обл., г. Люберцы. В доме старейшего рабочего Люберецкого завода сельхозмашин им. Ухтомского Антона Ивановича Карпунина (40 лет стажа). Домна Ивановна – депутат Люберецкого городского совета.Выставки «Бабушки и дедушки: опыт, мудрость и любовь», «Свидетели повседневности» с этим снимком.
Тракторозаводской район. Общежитие для молодых рабочих ЧТЗ. Комната отдыха, 1950 год, Челябинская обл., г. Челябинск. В годы 4-й пятилетки объем капиталовложений в жилищное строительство увеличился на 14,5 % по сравнению с довоенным уровнем. Предусматривалось улучшение качества жилья. В 1949–1950 годах по Челябинску капиталовложения на жилищное строительство по сравнению с 1946 годом составляли 76–100 %. Выставка «Свидетели повседневности» с этой фотографией.
«Нам хорошо живется», 1953 год, Украинская ССР, г. Киев. Детсад № 1 машиностроительного завода «Арсенал» Печерского района Киева. В игровом уголке младшая группа.Из архива журнала «Огонек».Выставки «Українська РСР», «Свидетели повседневности» и «Я люблю свою лошадку...» с этой фотографией.
В библиотеке, 1960-е. Выставка «Свидетели повседневности» с этой фотографией.
Аудона Куликаускас в кабинете, 1968 год, Литовская ССР, г. Электренай. Выставка «Свидетели повседневности» с этой фотографией.
Окно, 1979 год, г. Торжок. Провинция – герани на окне, «мещанство». На самом деле – просто обычная жизнь, вдали от власти.Выставка «Свидетели повседневности» с этой фотографией.
Интервью в мастерской Ильи Кабакова, 1980-е. Выставки «Свидетели повседневности», «КАБАКОВ» с этой фотографией.
Антон Студенников, 1983 год, г. Красноярск. Выставка «Свидетели повседневности» с этой фотографией.
В первом классе, 1 сентября 1995 - 30 мая 1996, г. Липецк. Школа № 10. Выставка «Свидетели повседневности» и видео «Снова в школу» с этой фотографией.Фотография из архива Дарьи Ушковой.
Чебоксары. Крыльцо, 1996 год, Республика Чувашия, г. Чебоксары. Выставки «Сергей Чиликов. "Съемщик» и «визуалист"», «Свидетели повседневности» с этой фотографией.
Девушка с обезьянкой в доме артистки Веры Шуваловой. 1911 год. Атор: Александр Гринберг.
Девушка с обезьянкой в доме артистки Веры Шуваловой
1911 год
Гринберг Александр Данилович
Обучение швейному делу. 1933–1937 годы. Автор: Михаил Прехнер.
Обучение швейному делу
1933 - 1937
Прехнер Михаил Григорьевич
Клава Шарупич с цветами. 1 мая 1939 года. Неизвестный автор.
Клава Шарупич с цветами
1 мая 1939
Неизвестный автор
Мама Юли Зинаида Ивановна Волхонская поливает цветы (герань, пальма и лимон). 1940-е. Неизвестный автор.
В детском доме. 1941 год. Автор: Сергей Васин.
В детском доме
1941 год
Васин Сергей Иванович
Анна Ахматова в гостях у Виктора Ардова. 1949 год. Автор: Евгений Халдей.
Анна Ахматова в гостях у Виктора Ардова
1949 год
Халдей Евгений Ананьевич
За вечерним чаем с внуком. 19 марта 1949 года. Автор: Валентин Хухлаев.
За вечерним чаем с внуком
19 марта 1949
Хухлаев Валентин Константинович
Тракторозаводской район. Общежитие для молодых рабочих ЧТЗ. Комната отдыха. 1950 год. Неизвестный автор.
«Нам хорошо живется». 1953 год. Автор: Николай Козловский.
«Нам хорошо живется»
1953 год
Козловский Николай Федорович
В библиотеке. 1960-е. Автор: Ю. Будаков.
В библиотеке
1960-е
Будаков Ю. С.
Аудона Куликаускас в кабинете. 1968 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
Аудона Куликаускас в кабинете
1968 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Окно. 1979 год. Автор: Михаил Дашевский.
Окно
1979 год
Дашевский Михаил
Интервью в мастерской Ильи Кабакова. 1980-е. Автор: Георгий Кизевальтер.
Интервью в мастерской Ильи Кабакова
1980-е
Кизевальтер Георгий Дмитриевич
Антон Студенников. 1983 год. Неизвестный автор.
Антон Студенников
1983 год
Неизвестный автор
В первом классе. 1995–1996 годы. Неизвестный автор.
В первом классе
1 сентября 1995 - 30 мая 1996
Неизвестный автор
Чебоксары. Крыльцо. 1996 год. Автор: Сергей Чиликов.
Чебоксары. Крыльцо
1996 год
Чиликов Сергей Геннадьевич
1/16
Вы посмотрели выставку «Свидетели повседневности»
Вам понравилось?
7 Да 1 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Фотограф Макс Пенсон
С 1917 года Макс Пенсон работал в Узбекистане в Отделе народного образования. В качестве награды «за добросовестный и самоотверженный труд» Пенсон получил от городских властей фотоаппарат и увлекся фотосъемкой. В 1925 году начал заниматься фоторепортажем. Пенсон был зачислен в штат газеты «Правды Востока», его снимки начали публиковаться в центральных журналах и газетах. Уникальность Пенсона состояла в том, что он вошел в первый ряд фотожурналистов Советского Союза, не покидая провинции. В 1936 году состоялась персональная выставка Пенсона при оргкомитете Союза советских художников Узбекистана, а в 1939 году 300 его работ были представлены на выставке в Ташкенте в рамках празднования 15-летия социалистического Узбекистана. В годы Великой Отечественной войны фотограф продолжил работать в газете «Правда Востока», выполнял заказы для ТАСС и московской «Правды». В 1945 году прошла персональная выставка Пенсона в Союзе художников УзССР. Макс Пенсон пострадал в результате кампании по борьбе с космополитизмом: в 1949 году он был лишен лицензии фотографа и уволен. Последние годы жизни он занимался ретушированием своих фотографий. Депрессия от невостребованности усугубилась болезнью, и в 1959 году Пенсон ушел из жизни. Архив негативов Пенсона, который Сергей Эйзенштейн назвал еще в 1939 году «необозримым», содержит около 50 тысяч кадров. Он был чудом спасен родственниками во время ташкентского землетрясения 1966 года.
Фотографии Якова Рюмкина
Яков Ильич (Израилевич, Израилович) Рюмкин (1913–1986). Попасть в мир фотожурналистики Рюмкину помог случай. В подростковом возрасте Яков подрабатывал чисткой ботинок у подъезда редакции харьковской газеты «Вечернее радио». Знакомство с работниками редакции привело к тому, что в 1928 году 15-летним юношей он начал свою трудовую деятельность в качестве курьера, разносчика газет. За несколько лет Рюмкин прошел путь до помощника и ученика фоторепортера и к началу 1930-х уже был штатным фотокорреспондентом газеты. Несмотря на то что довоенный архив фотографа утерян, известно, что к началу Великой Отечественной войны Рюмкин был уже достаточно известным репортером, занимавшимся съемкой партийных руководителей, полярников, ударников, людей искусства, моряков, колхозников. Великую Отечественную он прошел корреспондентом газеты «Правда». В послевоенные годы Рюмкин печатался в газетах «Труд», «Советская Россия», «Правда», в журналах «Огонек», «Советский Союз», «Сельская новь», сотрудничал с издательством «Колос». «Как-то художники Кукрыниксы сделали дружеский шарж: Яков Рюмкин с фотоаппаратом, у которого вместо объектива человеческий глаз. Он очень зорок и проницателен, этот глаз, и способен подметить в действительности яркие, неповторимые мгновения, которые дано увидеть не каждому», — писал о Рюмкине военный журналист Сергей Борзенко. В выставку вошли фотографии, сделанные Яковом Рюмкиным в 1950-е и 1960-е годы.
Свидетели повседневности
Что расцвечивает наши сумрачные зимы, добавляет свежести и заставляет позаботиться о себе? Правильно – наши комнатные растения: герани, фикусы, декабристы, фиалки!