Первые еврейские театры в Российской империи были частными и передвижными. После запрета в 1883 году спектаклей на идише они вынуждены были продолжать гастроли по Западным губерниям под видом «немецких» трупп, надеясь на неумение местных чиновников отличать эти языки на слух.
Еврейская театральная труппа М. Л. Генфера
1 апреля 1912 - 1 октября 1912
Запрет не касался издания пьес, но их постановку затрудняла цензура. Из-за этого истинный шедевр еврейской драмы пьеса «Диббук» С. Ан-ского был изначально написан на русском. В 1915 году автор перевел пьесу на идиш, но постановка состоялась только в 1920 году в Варшаве, а затем в Киеве.
Помимо гастролей профессиональных передвижных театров, во многих городах работали самодеятельные еврейские театры и драматические кружки.
Еврейская театральная традиция уходит корнями в средневековые любительские театрализованные постановки – Пуримшпили, ежегодные представления по мотивам книги Эстер на Пурим. Таким образом история еврейской самодеятельности старше истории еврейского профессионального театра, появившегося в 1870 годы.
В начале 1920-х на смену передвижной, но профессиональной и частной антрепризе пришла система государственных еврейских театров – ГОСЕТов, а еврейская самодеятельность в провинции продолжала независимое существование. Последний спектакль самодеятельный еврейский театр Артемовска сыграл в 1941 году.
Одним из актеров самодеятельного еврейского театра А. Б. Финкельштейна в Артемовске (УССР) был репрессированный в 1937 году Матвей Глускин, отец известного математика Л. М. Глускина. Также в труппе служили Анна Роскевич, Моисей Коган, Анна, Ната, Яков и Маля Кричак, Лев Землинский, Гитель Кримкер.
Кроме комедии «200 000», Артемовский самодеятельный еврейский театр поставил инсценировку романа Шолом-Алейхема «Тевье – молочник», «Колдунью» А. Гольдфадена, «Гершеле Острополера» М. Гершензона, «За океаном» Я. Гордина.
В начале 20-х годов все театральные объединения, играющие на идише, перешли под государственный контроль и вошли в ту же систему ГОСЕТов – государственных еврейских театров. Всего в СССР существовал 21 ГОСЕТ. Государственный еврейский театр БССР был открыт в Минске в 1926 году.
БелГОСЕТ гастролировал не только по городам бывшей Черты оседлости на территории БССР и УССР, но также выступал в Москве, Петербурге, Казани и других городах. В 20-е годы театр стремился также знакомить еврейскую публику с мировой классикой – произведениями Шекспира, Мольера и Лопе де Вега.
В БелГОСЕТе в разные периоды работали выдающиеся еврейские художники А. Г. Тышлер и М. М. Аксельрод. В 1938 году театр под руководством нового главного режиссера В. Я. Головчинера вернулся к национальной тематике, ориентируясь на произведения еврейской драматургии.
ГОСЕТ в Одессе был создан путем слияния Одесского государственного еврейского театра-студии и Винницкого передвижного еврейского театра. Такая модель постоянной «перетасовки» еврейских актеров между действующими театрами сохранилась до фактического исчезновения театра на идиш в СССР.
Сцена из спектакля Одесского ГОСЕТа
1934 - 1936
В репертуар Одесского ГОСЕТа входили не только русская и еврейская, но и мировая классика. Спектакль «Овечий источник» Лопе де Вега принес этому театру известность на ленинградских гастролях в 1937 году, когда внимание зрителей СССР было приковано к войне в Испании.
Ведущими актерами Одесского ГОСЕТа были Биньомин (Владимир) Шварцер и Лия Бугова. Она начинала свою карьеру в Виннице, а затем, как и ее коллега по ГОСЕТу А. Оберберг, работала в труппе Я. Либерта в Киеве. Лие Буговой удалось покорить не только еврейскую, но и широкую советскую сцену.
Актриса Одесского ГОСЕТа Лия Бугова в гриме
1934 - 1938
Заслуженный артист РСФСР Биньомин Шварцер провел на сцене еврейских театров 72 года. Особенно ценно, что он оставил воспоминания о своей долгой карьере. Годы в Одесском ГОСЕТе, где Шварцер занимался также режиссурой, он описал как самые счастливые и стабильные.
За время работы в Одесском ГОСЕТе Шварцер выступил в 24 ролях. В оперетте «Колдунья» А. Гольдфадена, отца-основателя профессионального еврейского театра, он сыграл неунывающего балагура-коробейника Гоцмаха. Эта пьеса 1878 года стала частью канона еврейских театров СССР.
Трагедия Б. Оршанского «Кровь» была одним из примеров современной драмы на сцене нескольких ГОСЕТов. Пьеса рассказывала о разных направлениях революционного подполья в Польше, но была и любовная линия. В Одесской постановке Шварцер играл генерала Канапытого.
«Походочкой, хриплым голосом, каждым его жестом я старался раскрыть сущность этого злобного врага революции», – так видел Шварцер свою роль матроса «Сиплого» в первом спектакле Одесского ГОСЕта по пьесе «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского.
Коронной ролью Шварцера в Одессе стала роль Тевье-молочника. Репетировать ее он начал еще в Московском ГОСЕТе, когда выступал в качестве дублера великого С. Михоэлса.
Тевье часто называют «еврейским королем Лиром». Изначально история Тевье и его пяти дочерей была написана Шолом-Алейхемом в форме цикла рассказов. Но широкой публике она известна, в основном, по сюжету мюзикла «Скрипач на крыше».
Тевье мечтает удачно выдать всех своих дочерей замуж, но его взгляды на выбор очередного избранника постоянно расходятся с представлениями о счастье и будущем невесты.
Старшая дочь, Цейтл, делает романтический выбор и выходит замуж за бедного портного вместо богатого мясника. Годл выбирает студента-революционера и отправляется с ним в итоге в ссылку.
Третья дочь, Хава, знакомится с русским писарем и принимает православие ради замужества. Тевье, согласно традициям, справляет по ней траур. Но на этом семейные трагедии не заканчиваются: четвертая дочь, Шпринца, обманутая своим женихом, топится в реке.
Младшая дочь, Бейлка, не ищет любви и выходит замуж за богатого подрядчика. Сначала он уговаривает Тевье ехать в Палестину, но в итоге разоряется сам и уезжает с женой в Америку.
Несмотря на все невзгоды, Тевье не унывает, его образ проникнут оптимизмом и юмором.
Трагикомедия жизни Тевье-Молочника передает отголоски реальных событий еврейской истории в России: участие в революционном движении, эмиграция в Америку, погромы и выселение евреев из сельской местности.
Современники считали, что Шварцеру удалось передать все грани образа Тевье на сцене. Но звание Заслуженного артиста он получил за другую роль – в пьесе Д. Дэля «Яков Свердлов» Шварцер сыграл Ленина.
Открытие ГОСЕТа в Еврейской Автономной области было ожидаемым, но от этого не менее радостным событием. Костяк труппы составили выпускники студии при Московском ГОСЕТе. После учебных гастролей весь курс решил вернуться в Биробиджан и создать национальный театр. БирГОСЕТ работал с 1934 по 1949 годы.
В Крымской АССР также существовали национальные еврейские районы. Для «культурного обслуживания» их жителей в 1933 году был создан Крымский еврейский колхозный театр. Его основой стала еврейская труппа театра национальных меньшинств Крыма, режиссером – Илья Корик, а руководителем – Эфраим Лойтер.
Спустя всего год деятельность театра достигла широкого размаха. Постоянный коллектив составлял 16 человек, театр дал 184 спектакля, из них 25 детских и 165 в селах, часто под открытым небом.
Еврейский театр в Крыму просуществовал всего 7 лет, но большинство актеров еще некоторое время продолжало работать на еврейской сцене. Например, супруги-артисты Бетя Портная и Симон Гохберг переехали в Киев, где были приняты в труппу Киевского ГОСЕТа.
Еще в 1925 году в Харькове, на тот момент – столице УССР, был организован Всеукраинский ГОСЕТ. ГОСЕТ в Киеве открылся в 1928 году, в его труппу вошли часть актеров из Харькова и Киевского театра на идиш «Кунст Винкл», расформированного в том же году.
Актер Киевского ГОСЕТа в образе
1939 год
В 1934 году, после переноса столицы в Киев, Харьковский ГОСЕТ был закрыт, а Киевский стал Всеукраинским и получил самый звездный состав на еврейской сцене. Репертуар тоже изменился. Театр ставил в основном советскую еврейскую и русскую драму, но с середины 30-х обратился к еврейской классике.
В 1930–1937 годы Киевский ГОСЕТ возглавлял режиссер Б. Вершилов, переехавший из Москвы вместе со своей театральной студией. М. Ойбельман был одним из ее выпускников, вошедших в труппу. После ухода Вершилова на русскую сцену, театр возглавил Наум Лойтер. Его дебютом в Киеве стал спектакль «Стемпеню».
В 1933 году бывший режиссер Крымского колхозного еврейского театра Илья Корик создал самодеятельный еврейский театр в Баку, который вскоре стал профессиональным. В 1934 году он занял здание Хоральной синагоги. В 1936 году Бакинский еврейский театр был официально переименован в Азербайджанский ГОСЕТ.
За свою короткую историю Азербайджанский ГОСЕТ пережил несколько изменений репертуарной политики, но всегда находил место для постановок еврейской классики. И. Корик поставил две пьесы отца-основателя еврейского театра А. Гольдфадена – «Два Кунилемла» и «Колдунья».
Комедия ошибок «Два кунилемла» имеет второе название – «Фанатик». Речь идет о богатом хасиде, мечтающем выдать дочь замуж за Кунилемла, глупого, увечного и самонадеянного, зато богобоязненного сына старосты синагоги.
Но девушка влюблена в вольнодумца Макса – студента-медика. Чтобы добиться руки своей возлюбленной, он решает замаскироваться под Кунилемла. Мать девушки Ривка и отец Кунилемла разделяют новые ценности молодых людей и противостоят ограниченности «фанатиков».
Популярность «Колдуньи» Гольдфадена, вероятно, объясняется знакомым, но закрученным сюжетом. Его основа напоминает «Золушку»: злая мачеха при помощи своей сестры с репутацией колдуньи плетет интриги против юной падчерицы и ее возлюбленного, но после множества перипетий добро неизбежно побеждает.
В 1935 году художественным руководителем Азербайджанского ГОСЕТа был назначен талантливый режиссер и актер Иосиф Миндлин. Он стремился разнообразить репертуар мировой и русской классикой, а также современными пьесами. Чтобы отразить местную тематику, ГОСЕТ в Баку поставил «Хаят» Мирзы Ибрагимова.
Последним спектаклем Азербайджанского ГОСЕТа стала «Кровавая шутка». Этот роман Шолом-Алейхем написал по следам дела Бейлиса. В либретто упор был сделан на комедийную, а не национальную составляющую, нежелательные с советской точки зрения идеи вымараны. Но партийное руководство осталось недовольно.
Во время войны оставшиеся ГОСЕТы продолжали работать в эвакуации в Сибири и Средней Азии. После 1945 года власти не спешили возвращать еврейские театры в родные города и родные стены. Так Одесский ГОСЕТ вынужденно стал передвижным театром, а Киевский (Всеукраинский) ГОСЕТ был направлен в Черновцы.
В Черновцах ГОСЕТ продолжал активно ставить и еврейскую классику, и пьесы советских авторов. Но в конце 40-х в рамках «борьбы с космополитизмом» приверженность еврейской национальной драматургии стала предметом резкой критики. Вероятно выбор пьесы азербайджанского автора был попыткой ее избежать.
Актер Абрам Нугер попал во Всеукраинский ГОСЕТ после ликвидации Харьковского. Он славился не только выдающимися актерскими, но и вокальными данными. Свой творческий путь Нугер начал в канторском хоре мальчиков при синагоге.
Своим многогранным талантом Абрам Нугер продолжает традицию актеров еврейского народного театра, которые были мастерами импровизации. Одна из самых интересных ролей Нугера – традиционно мужская роль Бобэ Яхнэ, колдуньи из одноименной пьесы Гольдфадена.
Абрам Нугер. Фото из серии «Мускулатура лица»
1 мая 1958 - 1 октября 1959
В ГОСЕТЕ в Черновцах Нугер попробовал себя также в качестве режиссера, именно он отвечал за постановку «Вассы Железновой» М. Горького. Шева Фингерова, супруга А. Нугера, также служила в ГОСЕТе. После закрытия театра в 1950 году они оба были переведены в Одесский театр оперетты.
Абрам Нугер. Фото из серии «Мускулатура лица»
1 мая 1958 - 1 октября 1959
А. Нугер выступил в качестве автора музыки и текста и режиссера эстрадного спектакля Сиди Таль – популярнейшей исполнительницы на идиш, артистки Черновицкой филармонии. Баллада «Сердце матери» посвящена теме Холокоста, она представляет собой монолог-плач матери, потерявшей детей в Бабьем Яру.
Возрождение еврейского театра в ЕАО, как и в Москве, началось в 60-е годы. Биробиджанский еврейский народный театр был основан группой энтузиастов во главе с режиссером М. Бенгельсдорфом и музыкантом А. Гершковым в 1965 году.
В Биробиджан приехали супруги Михаил Ефимович Шейн и Берта Львовна Шильман, оба бывшие артисты Московского ГОСЕТа, которым удалось избежать ареста, уехав на Сахалин. После смерти Бенгельсдорфа в 1971 году Б. Шильман стала художественным руководителем Еврейского народного театра почти на 20 лет.
Под руководством Бузи Шильман снова была поставлена «Колдунья» Гольдфадена и многие другие спектакли. В 70-е годы коллектив театра насчитывал более 40 артистов. Еврейский театр в Биробиджане существует и сейчас.
1/48
Вы посмотрели выставку «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России»
Вам понравилось?
Вам понравилось?
Другие фотовыставки
Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России
Профессиональный еврейский театр в Российской империи изначально был провинциальным феноменом, рассчитанным на жителей Черты оседлости. Он достиг расцвета в 1920-е, когда театры на идише и иврите появились в Москве и Петербурге, а в других городах еврейская театральная жизнь закипела с новой силой.