Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

В мастерской Вадима Сидура, 1950 - 1960, г. Москва. Слева направо: Валентина Караваева, Вадим Сидур, Юлия Нельская.Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией.
В мастерской Вадима Сидура, 1960-е, г. Москва. Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией.
Вадим Сидур демонстрирует фрагмент одного из своих объектов, 1970-е, г. Москва. Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией.
Вадим Сидур и Юлия Нельская-Сидур поправляют друг другу волосы, 1970-е. Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией.
Вадим Сидур рядом со скульптурой «После экспериментов», 1970-е, г. Москва. Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией.
Карл Аймермахер, 19 сентября 1978, Германия, г. Хаген. На открытии скульптуры Вадима Сидура «Женщина и сталь».Карл Аймермахер – немецкий историк, в 1979–2003 – профессор славистики и директор Института русской и советской литературы имени Ю. М. Лотмана Рурского университета в Бохуме. Автор более 200 работ по русскому языку и литературе XIX–XX веков, литературной политике в СССР, неофициальному русскому искусству второй половины ХХ века.Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией. 
Вадим Сидур рядом с фрагментом работы «Райская жизнь в коридоре», 1970-е. Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией.
Вадим Сидур в мастерской за работой, 1978 год, г. Москва. Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией.
На природе, 1981 год. Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией.
Вадим Сидур в мастерской в процессе работы над скульптурой, 1982 год, г. Москва. Выставки «Вхожу, ваятель, в твою мастерскую» и «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией. 
Вадим Сидур в мастерской сидит рядом с композицией «Венера на венском стуле», 1982 год, г. Москва. Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией.
Вадим Сидур рядом с композицией «Сговор», 1983 год. Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией.
Вадим Сидур с юными посетителями его мастерской, 1983 год, г. Москва. Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией.
В мастерской, 1983 год, г. Москва. Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией.
Вадим Сидур с кошкой, 1980-е. Выставки «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» и Выставка «Без кота и жизнь не та» с этой фотографией. 
Вадим Сидур на природе, 1970 - 1980. Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией.
Вадим Сидур с работой «Пророк/Улыбка века/Фокусник», 1980-е. Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией.
Вадим Сидур рядом с объектом из цикла «Гроб-Арт», 1980-е. Выставки «Вхожу, ваятель, в твою мастерскую» и «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией. 
Вадим Сидур с семьей, 1980-е, г. Москва. Слева направо: Вадим Сидур, Михаил Сидур и Юлия Нельская.Выставки «Вадим Сидур – пророк с другой планеты», «В комнатах» и «В кругу семьи: от Ульянова до Ельцина» с этой фотографией.
Вадим Сидур в мастерской, 1986 год, г. Москва. Выставка «Вадим Сидур – пророк с другой планеты» с этой фотографией.
Подвал находился на Комсомольском проспекте. Раньше улица называлась Чудовка. Напротив находится церковь Николы в Хамовниках. Когда делали проспект, Чудовку расширили и потеснили церковную стену, от которой остались камни. Сидур стал делать из этих камней портреты. Фото Эдуарда Гладкова, 1960-е.
В мастерской Вадима Сидура
1950 - 1960
Гладков Эдуард
«Если расчленить то, что я сделал по проблемным критериям, то я бы выделил два этапа: первый – до 1961 года, то есть до инфаркта, второй – после, когда проблема жизни и смерти обозначилась и проступила контрастно и четко, когда преобладающими сделались темы страдания живых и предсмертная мука...»
В мастерской Вадима Сидура
1960-е
Неизвестный автор
Работая в подпольных условиях, Сидур создавал образы человеческих существ из старых канализационных труб, ржавых батарей, лопат и прочего металлолома и мусора. Фото в мастерской, 1960-е.
Из дневника Юлии Сидур, супруги художника: «…он сказал, что нарисовал Христа, потому что на земле каждую минуту, каждую секунду распинают Христа заново…» 1970-е.
«Я, бывший комсомолец, работавший сутками на заводе, сраженный фашистской пулей, обильно поливший своим потом и кровью советскую землю, я, веривший в вождя и вождю, а потом речам на ХХ съезде, я утверждаю, что я и есть тот, кто имеет право спокойно жить и трудиться». 1970-е.
Когда немецкий славист Карл Аймермахер познакомился с Сидуром, он был поражен: «То, что я увидел, представляло русское искусство, о существовании которого я даже не подозревал и никак не ожидал увидеть!» Благодаря Аймермахеру 5 скульптур художника были установлены в Германии и одна в Чикаго. 1977 г.
Карл Аймермахер
19 сентября 1978
Неизвестный автор
В сопроводительном тексте к выставке «Райская жизнь в коридоре» (Музей Сидура) было написано: «Вадим Сидур создал себе рай не на холсте, а в коридоре собственного дома, чтобы было куда спасаться от невыносимой серости и опасности бытия». Фото Эдуарда Гладкова, 1970-е.
«Сотни, тысячи, миллионы людей погибли от насилия… Но человечество, как бы лишенное разума, ничему не научается... Меня постоянно угнетало и угнетает физическое ощущение бремени ответственности перед теми, кто погиб вчера, погибает сегодня и неизбежно погибнет завтра». 1978 г.
Вадим Сидур в мастерской за работой
1978 год
Неизвестный автор
«Что такое счастье? – сказал Сидур после одной прогулки. – Вот я прошелся с тобой по улицам, никому не сделал зла – и мне хорошо». Мастер на природе, 1981 г.
На природе
1981 год
Неизвестный автор
В детстве художник пережил голодомор: «На улицах моего Днепропетровска сотни лошадей: одни лежат на мостовых, другие бродят. Они пришли из сел, где все вымерло... Свою игрушечную лошадку, на колесиках, я тоже зарубил – на мясо!» 1982 г.
Михаил Сидур, сын художника: «Любовь, по его мнению, – это величайший дар, который дан человеку. Художник, по его словам, должен говорить на языке своего времени, и вот эти поиски, разработку языка своего времени он вел в полном одиночестве». В мастерской, 1982 г.
«Старые ржавые железные лопаты, собранные мной на свалках мусора, напоминают большие осенние листья, похожие на человеческие лица, несчастные в своей ненужности». 1983 г.
Из манифеста «Гроб-арта»: «Каждый из нас мог не родиться, но умереть должны все. "Гроб-Арт" утверждает, что все убыстряющееся развитие человечеством науки и техники приводит к постепенному исчезновению пространства и времени». 1983 г.
«…мне хочется, чтобы зритель узнавал не "мою манеру", а мой мир». 1983 г.
В мастерской
1983 год
Неизвестный автор
«Наряду с реальными ужасами, злобой, насилием – и вопреки им – существует еще и правда сострадания, доброты, любви. Если этой правды нет, видимое бесстрашие в изображении зла, уродств, безобразия может обернуться вполне холодным, бесчувственным живописанием». М. Харитонов, «Ад и Рай Вадима Сидура».
Вадим Сидур с кошкой
1980-е
Неизвестный автор
«Превратиться в бронзовую скульптуру и стать навсегда безмолвным взывающим», – писал Сидур в одном из стихотворений. Фото Георгия Генниса, 1980–1986 гг.
Вадим Сидур на природе
1970 - 1980
Ген­нис Ге­ор­гий
Вадим Сидур с работой «Пророк/Улыбка века/Фокусник». 1980–1986 гг.
«Если дела на нашей планете будут развиваться так же скверно, как и сейчас, то мои гроб-женщина, гроб-мужчина, гроб-девушка рискуют превратиться в гроб-народы, а наша земля в гроб-планету, летящее в космическом пространстве мертвое тело, на котором будут одни руины». 1980–1986 гг.
В мастерской с семьей. Михаил Сидур, сын художника, после смерти отца спас мастерскую, все работы и основал Московский государственный музей Вадима Сидура, директором которого он является. 1980–1986 гг.
Вадим Сидур с семьей
1980-е
Геннис Георгий
Вадим Сидур в мастерской. 1986 г. Неизвестный автор.
Вадим Сидур в мастерской
1986 год
Неизвестный автор
1/20
Вы посмотрели выставку «Вадим Сидур – пророк с другой планеты»
Вам понравилось?
18 Да 2 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Фотограф Иван Шагин
В 1933 году Ивана Шагина пригласили в главную молодежную газету страны – «Комсомольскую правду». Диапазон тем в творчестве фотографа был обширен: физкультурные парады, армейские репортажи, демонстрации. На каждом снимке – улыбки, энергия молодости, оптимизм. В 1935 году, всего через пять лет после начала профессиональной деятельности, Шагин был приглашен к участию в Выставке мастеров советского фотоискусства. Выставка провозгласила фоторепортаж как магистральное направление советского фотоискусства, и Шагин вошел в элиту советской фотожурналистики. Великую Отечественную войну Шагин снимал от первого до последнего дня. 22 июня 1941 года был сделан снимок на московском заводе «Серп и Молот»: рабочие слушают выступление Вячеслава Молотова по радио. В объектив теперь уже военного фотокорреспондента попали народное ополчение столицы, декабрьское наступление Красной армии под Москвой, тяжелые будни тружеников тыла, танковое сражение на Курской дуге, освобождение Киева, захват Берлина, встреча советских солдат с войсками союзников, Парад Победы в Москве. Одним из самых известных военных снимков Шагина стала фотография «Политрук продолжает бой». Несмотря на тяжелое ранение, боец продолжает находиться на передовой и призывать своих товарищей биться до последнего. После окончания войны Шагин продолжил работать в «Комсомольской правде». Осенью 1945 года, спустя полгода после Победы, газета поручила ему снимать турне московского «Динамо» в Великобританию, вызвавшее настоящий ажиотаж на островах. Шагин оказался единственным из советских фотокорреспондентов, находившихся тогда в Лондоне. Фотографии Шагина снова заполнили страницы всех советских газет. В конце 1940-х Шагин осваивает цветную фотографию и вскоре становится одним из ведущих авторов в этой области.
Вадим Сидур – пророк с другой планеты
Жил в Советском Союзе художник Вадим Абрамович Сидур (1924–1986), творчество которого порой шокировало даже близких ему людей. Называя себя художником «эпохи равновесия страха» и обладая тонким трагическим мироощущением, он воплощал в своих работах не только бесконечные человеческие страдания, размышления о жизни и смерти, «современное состояние» времени, но и новый эстетический стиль беспокойства о сохранении человеческого облика, сострадания, любви. Вадим Сидур принадлежал к поколению, на долю которого выпало множество испытаний; сам художник пережил в детстве голодомор, получил тяжелое увечье на войне, пережил смерть многих родных и близких. Он принадлежал к поколению, в котором была жесткая культура молчания обо всех страданиях, которые оно пережило и продолжало переживать. В послевоенной Москве Вадим Сидур назвал себя «пришельцем с другой планеты». Действительно, многие его скульптуры, связанные с войной, жестокостью, злобой, насилием, словно созданы в другом измерении, созданы будто в снах, не поддающихся рациональному объяснению, но содержащих пророческие напоминания, предостережения. Официальная власть к подобным снам и напоминаниям относилась с неприязнью. Художник уединился в подвальной мастерской, чтобы без оглядки на эту власть создавать то, что он считал нужным, получая единственную награду – общение и взаимную поддержку тех, кому было небезразлично его творчество, тех, кто так же без оглядки на власть шел в его мастерскую.