Подвал находился на Комсомольском проспекте. Раньше улица называлась Чудовка. Напротив находится церковь Николы в Хамовниках. Когда делали проспект, Чудовку расширили и потеснили церковную стену, от которой остались камни. Сидур стал делать из этих камней портреты. Фото Эдуарда Гладкова, 1960-е.
В мастерской Вадима Сидура
1950 - 1960
«Если расчленить то, что я сделал по проблемным критериям, то я бы выделил два этапа: первый – до 1961 года, то есть до инфаркта, второй – после, когда проблема жизни и смерти обозначилась и проступила контрастно и четко, когда преобладающими сделались темы страдания живых и предсмертная мука...»
В мастерской Вадима Сидура
1960-е
Работая в подпольных условиях, Сидур создавал образы человеческих существ из старых канализационных труб, ржавых батарей, лопат и прочего металлолома и мусора. Фото в мастерской, 1960-е.
Из дневника Юлии Сидур, супруги художника: «…он сказал, что нарисовал Христа, потому что на земле каждую минуту, каждую секунду распинают Христа заново…» 1970-е.
«Я, бывший комсомолец, работавший сутками на заводе, сраженный фашистской пулей, обильно поливший своим потом и кровью советскую землю, я, веривший в вождя и вождю, а потом речам на ХХ съезде, я утверждаю, что я и есть тот, кто имеет право спокойно жить и трудиться». 1970-е.
Когда немецкий славист Карл Аймермахер познакомился с Сидуром, он был поражен: «То, что я увидел, представляло русское искусство, о существовании которого я даже не подозревал и никак не ожидал увидеть!» Благодаря Аймермахеру 5 скульптур художника были установлены в Германии и одна в Чикаго. 1977 г.
Карл Аймермахер
19 сентября 1978
В сопроводительном тексте к выставке «Райская жизнь в коридоре» (Музей Сидура) было написано: «Вадим Сидур создал себе рай не на холсте, а в коридоре собственного дома, чтобы было куда спасаться от невыносимой серости и опасности бытия». Фото Эдуарда Гладкова, 1970-е.
«Сотни, тысячи, миллионы людей погибли от насилия… Но человечество, как бы лишенное разума, ничему не научается... Меня постоянно угнетало и угнетает физическое ощущение бремени ответственности перед теми, кто погиб вчера, погибает сегодня и неизбежно погибнет завтра». 1978 г.
Вадим Сидур в мастерской за работой
1978 год
«Что такое счастье? – сказал Сидур после одной прогулки. – Вот я прошелся с тобой по улицам, никому не сделал зла – и мне хорошо». Мастер на природе, 1981 г.
На природе
1981 год
В детстве художник пережил голодомор: «На улицах моего Днепропетровска сотни лошадей: одни лежат на мостовых, другие бродят. Они пришли из сел, где все вымерло... Свою игрушечную лошадку, на колесиках, я тоже зарубил – на мясо!» 1982 г.
Михаил Сидур, сын художника: «Любовь, по его мнению, – это величайший дар, который дан человеку. Художник, по его словам, должен говорить на языке своего времени, и вот эти поиски, разработку языка своего времени он вел в полном одиночестве». В мастерской, 1982 г.
«Старые ржавые железные лопаты,
собранные мной на свалках мусора,
напоминают большие осенние листья,
похожие на человеческие лица,
несчастные в своей ненужности». 1983 г.
Из манифеста «Гроб-арта»: «Каждый из нас мог не родиться, но умереть должны все. "Гроб-Арт" утверждает, что все убыстряющееся развитие человечеством науки и техники приводит к постепенному исчезновению пространства и времени». 1983 г.
«…мне хочется, чтобы зритель узнавал не "мою манеру", а мой мир». 1983 г.
В мастерской
1983 год
«Наряду с реальными ужасами, злобой, насилием – и вопреки им – существует еще и правда сострадания, доброты, любви. Если этой правды нет, видимое бесстрашие в изображении зла, уродств, безобразия может обернуться вполне холодным, бесчувственным живописанием». М. Харитонов, «Ад и Рай Вадима Сидура».
Вадим Сидур с кошкой
1980-е
«Превратиться в бронзовую скульптуру и стать навсегда безмолвным взывающим», – писал Сидур в одном из стихотворений. Фото Георгия Генниса, 1980–1986 гг.
Вадим Сидур на природе
1970 - 1980
Вадим Сидур с работой «Пророк/Улыбка века/Фокусник». 1980–1986 гг.
«Если дела на нашей планете будут развиваться так же скверно, как и сейчас, то мои гроб-женщина, гроб-мужчина, гроб-девушка рискуют превратиться в гроб-народы, а наша земля в гроб-планету, летящее в космическом пространстве мертвое тело, на котором будут одни руины». 1980–1986 гг.
В мастерской с семьей. Михаил Сидур, сын художника, после смерти отца спас мастерскую, все работы и основал Московский государственный музей Вадима Сидура, директором которого он является. 1980–1986 гг.
Вадим Сидур с семьей
1980-е
Вадим Сидур в мастерской. 1986 г. Неизвестный автор.
Вадим Сидур в мастерской
1986 год
1/20
Вы посмотрели выставку «Вадим Сидур – пророк с другой планеты»
Вам понравилось?
Вам понравилось?
Другие фотовыставки
Вадим Сидур – пророк с другой планеты
Жил в Советском Союзе художник Вадим Абрамович Сидур (1924–1986), творчество которого порой шокировало даже близких ему людей. Называя себя художником «эпохи равновесия страха» и обладая тонким трагическим мироощущением, он воплощал в своих работах не только бесконечные человеческие страдания, размышления о жизни и смерти, «современное состояние» времени, но и новый эстетический стиль беспокойства о сохранении человеческого облика, сострадания, любви. Вадим Сидур принадлежал к поколению, на долю которого выпало множество испытаний; сам художник пережил в детстве голодомор, получил тяжелое увечье на войне, пережил смерть многих родных и близких. Он принадлежал к поколению, в котором была жесткая культура молчания обо всех страданиях, которые оно пережило и продолжало переживать. В послевоенной Москве Вадим Сидур назвал себя «пришельцем с другой планеты». Действительно, многие его скульптуры, связанные с войной, жестокостью, злобой, насилием, словно созданы в другом измерении, созданы будто в снах, не поддающихся рациональному объяснению, но содержащих пророческие напоминания, предостережения. Официальная власть к подобным снам и напоминаниям относилась с неприязнью. Художник уединился в подвальной мастерской, чтобы без оглядки на эту власть создавать то, что он считал нужным, получая единственную награду – общение и взаимную поддержку тех, кому было небезразлично его творчество, тех, кто так же без оглядки на власть шел в его мастерскую.