Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

XVI Всероссийская художественно-промышленная выставка. Павильон фотографа М. П. Дмитриева, 1896 год, г. Нижний Новгород. Выставка «Остались за кадром» с этой фотографией.
Интерьер фотоателье императорских Санкт-Петербургских театров в помещении Мариинского театра, 1900-е, г. Санкт-Петербург. Выставки «Остались за кадром», «Мариинский, Кировский, Мариинский онлайн» с этой фотографией.
Портрет А. И. Переса с фотоаппаратом, 1890-е, г. Орел. Выставка «Остались за кадром», видео «К 180-летию фотографии. Эпизод VIII: "Стереофотография"» с этой фотографией.
Фотограф и модель, 1890 - 1909. Выставка «Остались за кадром» с этой фотографией.
Портрет артистки оперетты Веры Михайловны Шуваловой у зеркала, 1911 год, г. Санкт-Петербург. В отражении – Александр Гринберг. Выставка «Остались за кадром», видео «К 180-летию фотографии. Эпизод IX: "Русское фотографическое общество"» с этим снимком.
Фотографы организовывают съемку купающихся. Херингсдорф, 1900-е. Выставка «Остались за кадром» с этой фотографией.
Событие на аэродроме, 1914 - 1917. Выставка «Остались за кадром» с этой фотографией.
Первая мировая война. Фотографы 10-й стрелковой дивизии, 1915 - 1916. Выставка «Остались за кадром», видео «К 180-летию фотографии. Эпизод VIII: "Стереофотография"» с этой фотографией.
Фотографирование с аэроплана немецких позиций, 1915 год, г. Гродно. Выставка «Остались за кадром» с этой фотографией.Фотографирование немецких позиций с аэроплана: кадр снят с крыла аэроплана модели Henri Farman XVI (или Henri Farman XX, по мемуарам сына – модель аэроплана была Henri Farman XXX); видна гондола, в которой за штурвалом сидит летчик и авиаконструктор Георгий Петрович Адлер (1886–1965), позади него сидит летчик-наблюдатель штабс-капитан В. А. Черняев. 
Портрет Николая Свищова-Паола с фотоаппаратом, 1906 год. Выставка «Остались за кадром», видео «К 180-летию фотографии. Эпизод VIII: "Стереофотография"»,  «К 180-летию фотографии. Эпизод IX: "Русское фотографическое общество"» с этим снимком.
Николай Свищов-Паола в мастерской, 1920-е. Выставка «Остались за кадром» с этой фотографией.
Московские фоторепортеры, июнь - август 1926, Московская губ.. В центре группы – фотограф Елизавета Микулина.Выставки «Фотографы», «Остались за кадром» с этой фотографией.
Натюрморт с «Лейкой» и блокнотом для обложки журнала «Журналист», 1930 год. Выставка «Остались за кадром», видео «К 180-летию фотографии. Эпизод X: 1920-е годы. Авангардная фотография» с этой фотографией.
Портрет шофера, 1925 год, г. Москва. Выставки «Остались за кадром», «10 лучших фотографий: зеркало», «1932-й. До и после. Родченко» с этой фотографией.
Александр Родченко снимает в парке культуры, 1932 год, г. Москва. Выставка «Остались за кадром», видео «По Москве с Александром Родченко», видео «К 180-летию фотографии. Эпизод X: 1920-е годы. Авангардная фотография» с этой фотографией.
Александр Родченко ретуширует отпечатки, 1934 год. Выставка «Остались за кадром», видео «К 180-летию фотографии. Эпизод X: 1920-е годы. Авангардная фотография» с этой фотографией.
Девушка с «Лейкой», 1934 год. Фоторепортер Евгения Лемберг.Выставки «Остались за кадром», «10 лучших фотографий Александра Родченко», «10 модных фотографий: 1930-е», «Свет и тени» и «Мода ХХ века в 100 фотографиях», видеолекция «Александр Слюсарев. Метафизика света» с этой фотографией. 
Фоторепортер Евгения Лемберг во время съемки на водном стадионе «Динамо», 1932 - 1933, г. Москва. Выставки «Фотографы», «Остались за кадром», видео «К 180-летию фотографии. Эпизод X: 1920-е годы. Авангардная фотография» с этой фотографией.
Корреспондент «Известий» Татьяна Тэсс, январь 1933. Выставки «Остались за кадром», «Наши Татьяны» с этой фотографией.
Фоторепортер Борис Игнатович во время съемки пожарных на Красной площади, 1931 год, г. Москва. Выставки «Фотографы», «Остались за кадром», видео «Борис Игнатович», видео «К 180-летию фотографии. Эпизод X: 1920-е годы. Авангардная фотография» с этой фотографией.
Георгий Петрусов снимает Карандаша, 1940 год, г. Москва. Выставка «Остались за кадром» с этой фотографией.
Георгий Петрусов во время съемки на водном стадионе «Динамо», 1933 год, г. Москва. Выставки «Фотографы», «Остались за кадром» и видео «Георгий Петрусов» с этой фотографией.
Фоторепортер Георгий Петрусов на Красной Площади, 1936 год, г. Москва. Выставка «Остались за кадром» и видео «Георгий Петрусов» с этой фотографией.
Марк Марков-Гринберг снимает демонстрацию на Красной площади с крыши гостиницы «Москвы», 1 мая 1940, г. Москва. Выставки «Фотографы», «Остались за кадром» с этой фотографией.
Советские фотографы и кинооператоры на улицах Вены, апрель 1945, Австрия, г. Вена. Выставка «Остались за кадром» с этой фотографией.
Солдаты фотографируются на память, август 1945, г. Чанчунь. Выставка «Остались за кадром» с этой фотографией.До 19 августа 1945 года город Чанчунь (Синьцзин) был столицей марионеточного государства Маньчжоу-го, образованного японской военной администрацией на оккупированной Японией территории Маньчжурии. В 1949 году территория Маньчжоу-го вошла в состав КНР.
«Малая тройка» на Потсдамской конференции, 17 июля 1945 - 2 августа 1945, Германия, г. Потсдам. Военные фотокорреспонденты: Евгений Халдей, Мария Калашникова, Самарий Гурарий.Выставка «Остались за кадром» с этой фотографией.
Журналисты в первом вагоне метро, январь - март 1935. Первый справа – Эммануил Евзерихин.Выставки «Фотографы», «Остались за кадром» и «15 лучших фотографий Эммануила Евзерихина», видео «Эммануил Евзерихин» с этой фотографией.
Коллега, 1960 год, Украинская ССР, г. Одесса. Выставка «Остались за кадром» с этой фотографией.
Фотограф Вадим Ковригин, 1948 год. Выставка «Остались за кадром» с этой фотографией.
У фотографа, 1950-е, Украинская ССР, г. Днепропетровск. С 2016 года – Днепр.Выставка «Остались за кадром» с этой фотографией.
Людмила Касаткина, 1955 - 1965, г. Москва (?). Выставка «Остались за кадром» с этой фотографией.
Александр Хлебников в фотолаборатории, 1950-е. Выставки «Остались за кадром», «Объекты, детали, фактуры. Фотографии Александра Хлебникова» с этой фотографией.
Знакомые фотографы, 1980-е. Выставка «Остались за кадром» с этой фотографией.
Фотограф Александр Слюсарев (Сан Саныч), 1989 год, г. Москва. Выставка «Остались за кадром», видеолекция «Александр Слюсарев. Метафизика света» с этой фотографией.
XVI Всероссийская художественно-промышленная выставка. Павильон фотографа М. П. Дмитриева. Нижний Новгород, 1896 г. Автор: Максим Дмитриев.
Интерьер фотоателье императорских Санкт-Петербургских театров в помещении Мариинского театра. 1890-е. Фотоателье «К. А. Фишер».
Портрет А. И. Переса с фотоаппаратом. 1890-е. Автор: Б. Б. Пейрош.
Фотограф и модель. 1890-1909 гг. Неизвестный автор.
Фотограф и модель
1890 - 1909
Неизвестный автор
Портрет женщины у зеркала. 1910-е. Автор: Александр Гринберг.
Фотографы организовывают съемку купающихся. Херингсдорф, 1900-е. Неизвестный автор.
Событие на аэродроме. 1914-1917 гг. Неизвестный автор.
Событие на аэродроме
1914 - 1917
Неизвестный автор
Первая мировая война. Фотографы 10-й стрелковой дивизии. 1915-1916 гг. Неизвестный автор.
Фотографирование с аэроплана немецких позиций. 1915-1916 гг. Неизвестный автор.
Фотографирование с аэроплана немецких позиций
1915 год
Грузинцев Георгий Васильевич
Портрет Николая Свищова-Паола с фотоаппаратом. 1906 г. Неизвестный автор.
Николай Свищов-Паола в мастерской. 1920-е. Неизвестный автор.
Николай Свищов-Паола в мастерской
1920-е
Неизвестный автор
Московские фоторепортеры. Июнь-август 1926 г. Автор: Аркадий Шайхет.
Московские фоторепортеры
июнь - август 1926
Шайхет Аркадий Самойлович
Натюрморт с «Лейкой» и блокнотом для обложки журнала «Журналист». 1930 г. Автор: Александр Родченко.
Портрет шофера. 1925 г. Автор: Александр Родченко.
Портрет шофера
1925 год
Родченко Александр Михайлович
Александр Родченко на съемке. 1932 г. Автор: Анатолий Скурихин.
Александр Родченко снимает в парке культуры
1932 год
Скурихин Анатолий Васильевич
Александр Родченко ретуширует отпечатки. 1934 г. Автор: Анатолий Скурихин.
Александр Родченко ретуширует отпечатки
1934 год
Скурихин Анатолий Васильевич
Девушка с «Лейкой». 1934 г. Автор: Александр Родченко.
Девушка с «Лейкой»
1934 год
Родченко Александр Михайлович
Фоторепортер Евгения Лемберг во время съемки на водном стадионе «Динамо». 1932-1933 гг. Автор: Александр Родченко.
Корреспондент «Известий» Татьяна Тэсс. 1933 г. Автор: Роман Кармен.
Корреспондент «Известий» Татьяна Тэсс
январь 1933
Кармен Роман Лазаревич
Фоторепортер Борис Игнатович во время съемки пожарных на Красной площади. 1931 г. Автор: Александр Родченко.
Георгий Петрусов снимает Карандаша. 1940 г. Автор: Александр Родченко.
Георгий Петрусов снимает Карандаша
1940 год
Родченко Александр Михайлович
Георгий Петрусов во время съемки на водном стадионе «Динамо». 1933 г. Автор: Александр Родченко.
Фоторепортер Георгий Петрусов на Красной площади. 1936 г. Автор: Александр Родченко.
Фоторепортер Георгий Петрусов на Красной Площади
1936 год
Родченко Александр Михайлович
Марк Марков-Гринберг снимает демонстрацию на Красной площади с крыши гостиницы «Москвы». 1937 г. Неизвестный автор.
Советские фотографы и кинооператоры на улицах Вены. Апрель 1945 г. Автор: Евгений Халдей.
Советские фотографы и кинооператоры на улицах Вены
апрель 1945
Халдей Евгений Ананьевич
Солдаты фотографируются на память. Август 1945 г. Автор: Анатолий Егоров.
Солдаты фотографируются на память
август 1945
Егоров Анатолий Васильевич
«Малая тройка» на Потсдамской конференции. 1945 г. Автор: Евгений Халдей.
«Малая тройка» на Потсдамской конференции
17 июля 1945 - 2 августа 1945
Халдей Евгений Ананьевич
Журналисты в первом вагоне метро. 1935 г. Автор: Эммануил Евзерихин.
Журналисты в первом вагоне метро
январь - март 1935
Евзерихин Эммануил Ноевич
Коллега. 1960 г. Автор: Лев Бородулин.
Коллега
1960 год
Бородулин Лев Абрамович
Фотограф Вадим Ковригин. 1948 г. Автор: Александр Родченко.
Фотограф Вадим Ковригин
1948 год
Родченко Александр Михайлович
У фотографа. 1950-е. Автор: Марлен Матус.
У фотографа
1950-е
Матус Марлен Яковлевич
Людмила Касаткина. 1955-1965 гг. Автор: Семен Мишин-Моргенштерн.
Людмила Касаткина
1955 - 1965
Мишин-Моргенштерн Семен Михайлович
Александр Хлебников в фотолаборатории. 1950-е. Неизвестный автор.
Знакомые фотографы. 1980-е. Автор: Евгений Лихошерст.
Знакомые фотографы
1980-е
Лихошерст Евгений
Фотограф Александр Слюсарев (Сан Саныч). 1989 г. Автор: Андрей Безукладников.
Фотограф Александр Слюсарев (Сан Саныч)
1989 год
Безукладников Андрей Юрьевич
1/35
Вы посмотрели выставку «Остались за кадром»
Вам понравилось?
31 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Фотограф Елеазар Лангман. Радикальный экспериментатор 1920–1930-х годов
О биографии Лангмана известно немного. Его архив утерян – после развода с женой он не имел постоянного места жительства и кочевал из одной фотолаборатории в другую. В каталоге выставки Мастеров советского фотоискусства в 1935 году сохранилась биографическая справка: «Родился в 1895 году в Одессе. Учился в Одесском художественном училище, в Харьковском политехническом институте и консерватории (по классу скрипки). Играл в оркестрах и концертировал в агитбригадах. Был на бывш. Волго-Бугульминской ж.д. начальником военно-сварочных работ. Работал у архитектора А. Лангмана... – автора проектов стадиона „Динамо“ и дома СТО (Совет труда и обороны). Занимался также плакатной работой». В 1929 году состоялось знакомство Лангмана с Александром Родченко. Лангман вошел в актив творческой группы «Октябрь». В 1929–1930 гг. он работал фоторепортером в составе «бригады Игнатовича», снимавшей для «Вечерней Москвы». В своем творчестве Лангман был более радикален, чем его учителя. Фотограф объяснял использование конструктивистских приемов тем, что это – «протест против штампа, серятины в фотографии». Несмотря на резкую критику в прессе и распад «Октября», он продолжал сотрудничать с Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) – входил в жюри фотовыставок, работал по заданию издательства «Изогиз». В середине 1930-х Лангман снимал репортажи из Казахстана для журнала «СССР на стройке» и работал над фотоальбомом «10 лет Узбекистана». Фотожурналиста привлекали символы эпохи: люди и их свершения. В 1938 году был издан фотоочерк «На родине стахановского движения» авторства Лангмана, где подробно иллюстрирован трудовой энтузиазм Алексея Стаханова и начальника шахты имени Сталина Кости Петрова. Последнее место работы Лангмана – собкор ТАСС в Крыму. По доносу коллег он был обвинен в использовании фотолаборатории в коммерческих целях и вскоре умер при невыясненных обстоятельствах в 45 лет.
«Остались за кадром»
Профессия фотографа с разных точек зрения в конце XIX и XX веке: портреты известных мастеров фотографии, экстерьер и интерьер фотоателье, разнообразные аспекты работы фотографа, взаимодействие с моделями. Автор: пользователь Игорь Волков.