Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Владимирские ворота, 1890 - 1909, г. Москва. В центре площади находился фонтан работы скульптора Ивана Петровича Витали. В 1934 году фонтан демонтировали и перенесли к зданию Президиума РАН.Выставки «Москва моя любимая» и «Дореволюционная Россия: транспорт», видео «Короткий век конки» с этой фотографией.  
Софийская набережная, наводнение 1908 года, 10 - 14 апреля 1908, г. Москва. Выставки «Наводнение в Страстную пятницу»,  «Москва моя любимая», «Северная Aсqua Alta. Петербург, Москва, Днепропетровск во время наводнений прошлого века», «Дореволюционная Москва в цвете» и видео «Весна!» с этой фотографией.
Верхние торговые ряды на Красной площади, 1893 - 1909, г. Москва. Выставка «Москва моя любимая» с этой фотографией.Строительство нового здания Верхних торговых рядов (нынешнего ГУМа) на Красной площади было завершено в 1896 году. Архитектор Александр Померанцев, проект перекрытий разработал Владимир Шухов.
Остановка трамвая на Сухаревской площади, 1928 год, г. Москва. Надпись на трамвае: «...ударники СВАРЗа выпустили вагон сверх программы в подарок 1 мая». На заднем плане – Сухарева башня (архитектор Михаил Чоглоков, годы постройки 1692 – 1695). Находилась на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира). Снесена в 1934 году.Выставки «Москва моя любимая», «10 лучших фотографий Александра Родченко», «Москвоведение: Сухаревская площадь», «Флагманские фотографии. Выбор редакции», «Эксперименты с ракурсом 1920–1930-х» и видео «120 лет московскому трамваю», «Сухаревка. "Рафаэль и обжорная кухня"», «Открытие московского метро. Дворцы под землей», «НЭП: новая экономическая политика», «По Москве с Александром Родченко» с этой фотографией.
Без названия, 1930 год, г. Москва. Выставки «Лучшие фотографии Василия Улитина», «Москва моя любимая», «В сумерках» с этой фотографией.Памятник Пушкину установлен в 1880 году в начале Тверского бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская). В 1950 году его переместили на противоположную сторону площади, где и находится до сих пор. Скульптор Александр Опекушин.
Угол Театральной площади, 1935 год, г. Москва. Выставки: «Москва моя любимая», «10 лучших фотографий Бориса Игнатовича», видеовыставки: «Первый съезд советских писателей», видео «Борис Игнатович» с этим снимком.С 1919 по 1991 годы – площадь Свердлова. В 1991 году возвращено историческое название – Театральная площадь. В 1929 году перед зданием Малого театра был установлен памятник писателю Александру Николаевичу Островскому (скульптор Николай Андреев, архитектор Иван Машков по проекту Федора Шехтеля).
ВСХВ. Архитектурный этюд, 1939 год, г. Москва. Выставка «Москва моя любимая» с этой фотографией.
Крымский мост, 1940-е, г. Москва. Инженер Борис Константинов, архитектор Александр Власов.Выставка «Москва моя любимая» и «Московский троллейбус» с этой фотографией.
Купола Успенского собора Кремля, 1950-е, г. Москва. Выставки «Москва моя любимая» и «Вы – свет мира» с этой фотографией.
Каток в ЦПКиО имени Горького, 1950-е, г. Москва. Выставки «15 лучших фотографий Виктора Ахломова»,  «Москва моя любимая», «Лучшие фотографии зимы», «Зимние забавы. Лучшие фотографии», «Под чистым зимним солнцем», «Чудеса на льду. Искусство и спорт» с этой фотографией.
Вид с Яузского бульвара на высотное здание на Котельнической набережной, 1952 - 1959, г. Москва. Выставки «Москва моя любимая» и «15 лучших фотографий Ивана Шагина» с этой фотографией.Угол Яузского бульвара и Подколокольного переулка. Справа – жилой дом № 2/16 (годы постройки: 1936–1941), слева – жилой дом на Котельнической набережной.
Гостиница «Ленинградская», 1957 год, г. Москва. Выставки «Москва моя любимая» и «Лучшие фотографии ТАСС» с этой фотографией.
Смоленский метромост, 1950-е, г. Москва. Выставка «Москва моя любимая» с этой фотографией.
Вечерняя Москва, 1957 год, г. Москва. Выставки «Москва моя любимая», «Мягкий свет фонарей» и видео «Владимир Маяковский. "Послушайте!"» с этой фотографией.
ВДНХ, 1955 - 1965, г. Москва. Выставка «Москва моя любимая» с этой фотографией.
Выпускники встречают рассвет, 1970-е, г. Москва. Выставка «Москва моя любимая» с этой фотографией.
Собор Знаменского монастыря, 1970-е, г. Москва. Выставки «Архитектура, фасады, детали. Фотографии Алексея Александрова» и  «Москва моя любимая» с этой фотографией.
Красная площадь, 1970-е, г. Москва. Выставки «Москва в объективе Николая Рахманова», «Москва моя любимая», «Будни эпохи застоя», «Навести тумана» и видео «Зима» с этой фотографией.
Вечер, 1970-е, г. Москва. Ныне – Новый Арбат.Магистраль, которая должна была пройти параллельно улице Арбат и получившая рабочее название Новый Арбат, в публикациях 1930-х годов фигурировала как «Проспект Конституции».  До войны идею создания новой улицы осуществить не успели и вернулись к ней лишь в начале 1960-х годов. Современная улица Новый Арбат в 1963–1994 годах была частью проспекта Калинина. На улице расположены знаменитые четыре 26-этажных административных корпуса, фасады которых напоминают раскрытые книги.Выставки «Москва моя любимая», «Москва праздничная», «Жизнь на Новом Арбате», «15 лучших фотографий Виктора Ахломова» и «Мягкий свет фонарей» с этой фотографией.
Большой театр, 1980-е, г. Москва. Выставки «Москва в объективе Николая Рахманова» и «Москва моя любимая» с этой фотографией.
Владимирские ворота. 1890–1909 годы. Петр Павлов.
Владимирские ворота
1890 - 1909
Павлов Петр Петрович
Софийская набережная, наводнение 1908 года. 10 - 14 апреля 1908 года. Неизвестный автор.
Софийская набережная, наводнение 1908 года
10 - 14 апреля 1908
Неизвестный автор
Верхние торговые ряды на Красной площади. 1893 –1909 годы. Петр Павлов.
Верхние торговые ряды на Красной площади
1893 - 1909
Павлов Петр Петрович
Остановка трамвая на Сухаревской площади. 1928 год. Александр Родченко.
Остановка трамвая на Сухаревской площади
1928 год
Родченко Александр Михайлович
1930 год. Василий Улитин.
Без названия
1930 год
Улитин Василий Иванович
Угол Театральной площади. 1935 год. Борис Игнатович.
Угол Театральной площади
1935 год
Игнатович Борис Всеволодович
ВСХВ. Архитектурный этюд. 1939 год. Владислав Микоша.
ВСХВ. Архитектурный этюд
1939 год
Микоша Владислав Владиславович
Крымский мост. 1940-е годы. Иван Шагин.
Крымский мост
1940-е
Шагин Иван Михайлович
Купола Успенского собора Кремля. 1950-е годы. Иван Шагин.
Купола Успенского собора Кремля
1950-е
Шагин Иван Михайлович
Каток в ЦПКиО имени Горького. 1950-е годы. Виктор Ахломов.
Каток в ЦПКиО имени Горького
1950-е
Ахломов Виктор Васильевич
Городской пейзаж. 1954 год. Иван Шагин, Дмитрий Чечулин, А. Ростковский.
Гостиница «Ленинградская». 1957 год. Вадим Ковригин.
Гостиница «Ленинградская»
1957 год
Ковригин Вадим Владимирович
Смоленский метромост. 1950-е годы. Неизвестный автор.
Смоленский метромост
1950-е
Неизвестный автор
У памятника Юрию Долгорукому. 1955 год. Всеволод Тарасевич.
Вечерняя Москва
1957 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
ВДНХ. 1955–1965 годы. Иван Шагин.
ВДНХ
1955 - 1965
Шагин Иван Михайлович
Выпускники встречают рассвет. 1970-е годы. Александр Стешанов.
Выпускники встречают рассвет
1970-е
Стешанов Александр
Собор Знаменского монастыря. 1970-е годы. Алексей Александров.
Собор Знаменского монастыря
1970-е
Александров Алексей Алексеевич
Красная площадь. 1970-е годы. Николай Рахманов.
Красная площадь
1970-е
Рахманов Николай Николаевич
Вечер. 1970-е годы. Виктор Ахломов.
Вечер
1970-е
Ахломов Виктор Васильевич
Большой театр. 1980-е годы. Николай Рахманов.
Большой театр
1980-е
Рахманов Николай Николаевич
1/20
Вы посмотрели выставку «Москва моя любимая»
Вам понравилось?
23 Да 1 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
«Аэрофлот»
Первый регулярный воздушный маршрут в Советской России был запущен в 1922 году русско-германским обществом воздушных сообщений «Дерулюфт». Самолеты курсировали между Москвой и Кенигсбергом. 9 февраля 1923 года были приняты постановления «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота» и в марте этого же года создано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет». 15 июля 1923 года открылась регулярная внутренняя линия «Москва — Нижний Новгород». Парк первых самолетов состоял из голландских «Фоккеров». «Добролет» являлся акционерным обществом. Средства, зарабатываемые от продажи акций, шли на массовое производство отечественных самолетов. В самых первых рекламных кампаниях принимали участие Владимир Маяковский и Александр Родченко. 25 марта 1932 года всему Гражданскому воздушному флоту СССР было присвоено сокращенное наименование «Аэрофлот». К 1941 году по протяженности воздушных линий страна занимала 1 место в мире (146 тысяч километров). А в 1976 году «Аэрофлот» стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 миллионов пассажиров. Во времена СССР авиапарк компании почти полностью состоял из судов советского производства: Ту, Ил, Ан, эксплуатировались также сотни вертолетов и грузовых самолетов. После распада Советского Союза авиакомпания была преобразована в АООТ «Аэрофлот – российские международные авиалинии» (с 2000 года – «Аэрофлот – российские авиалинии»).
Фотограф Елеазар Лангман. Радикальный экспериментатор 1920–1930-х годов
О биографии Лангмана известно немного. Его архив утерян – после развода с женой он не имел постоянного места жительства и кочевал из одной фотолаборатории в другую. В каталоге выставки Мастеров советского фотоискусства в 1935 году сохранилась биографическая справка: «Родился в 1895 году в Одессе. Учился в Одесском художественном училище, в Харьковском политехническом институте и консерватории (по классу скрипки). Играл в оркестрах и концертировал в агитбригадах. Был на бывш. Волго-Бугульминской ж.д. начальником военно-сварочных работ. Работал у архитектора А. Лангмана... – автора проектов стадиона „Динамо“ и дома СТО (Совет труда и обороны). Занимался также плакатной работой». В 1929 году состоялось знакомство Лангмана с Александром Родченко. Лангман вошел в актив творческой группы «Октябрь». В 1929–1930 гг. он работал фоторепортером в составе «бригады Игнатовича», снимавшей для «Вечерней Москвы». В своем творчестве Лангман был более радикален, чем его учителя. Фотограф объяснял использование конструктивистских приемов тем, что это – «протест против штампа, серятины в фотографии». Несмотря на резкую критику в прессе и распад «Октября», он продолжал сотрудничать с Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) – входил в жюри фотовыставок, работал по заданию издательства «Изогиз». В середине 1930-х Лангман снимал репортажи из Казахстана для журнала «СССР на стройке» и работал над фотоальбомом «10 лет Узбекистана». Фотожурналиста привлекали символы эпохи: люди и их свершения. В 1938 году был издан фотоочерк «На родине стахановского движения» авторства Лангмана, где подробно иллюстрирован трудовой энтузиазм Алексея Стаханова и начальника шахты имени Сталина Кости Петрова. Последнее место работы Лангмана – собкор ТАСС в Крыму. По доносу коллег он был обвинен в использовании фотолаборатории в коммерческих целях и вскоре умер при невыясненных обстоятельствах в 45 лет.
Москва моя любимая