Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Симонов монастырь, 1910 год, г. Москва. В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место. После установления советской власти в 1920 году был упразднен. В 1923 году в монастыре был учрежден музей, просуществовавший до 1930 года. В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также упразднено кладбище. На месте снесенных построек в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.Выставки: «ЗИЛ: осталась только легенда», «Мосты Москвы» с этой фотографией.
Эмблема АМО, 1929 год, г. Москва. Из серии «Завод АМО» (т.е. «Автомобильного московского общества», ныне АМО ЗИЛ).Выставки «ЗИЛ: осталась только легенда» и «10 лучших фотографий Александра Родченко» с этой фотографией.
Готовые грузовики, 1929 год, г. Москва. Из серии «Завод АМО» (т.е. «Автомобильного московского общества», ныне АМО ЗИЛ).Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией. 
Приезд Максима Горького на автомобильный завод, 1928 год, г. Москва. Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией. 
Заводской пейзаж зимой, 15 января 1960, г. Москва. Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией. 
Максим Горький и директор 1-ого Государственного автомобильного завода Иван Лихачев с фотокорреспондентами, 1928 год, г. Москва. Выставки: «Фотографы» и  «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
ЗИС-101, 1936 - 1941, г. Москва. Выставки «Соблюдайте правила!», «На посту», «ЗИЛ: осталась только легенда», видео «Эммануил Евзерихин» с этой фотографией.
Легковой автомобиль ЗИС-110, 1954 - 1956, г. Москва. Авторство снимка приписывается Е. И. Баженову.Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией. 
Душ перед выпуском, 22 марта 1959, г. Москва. ЗИЛ-111. Выставки: «Валентин Хухлаев. Энциклопедия репортажа», «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу, 23 марта 1959, г. Москва. Водитель машины Николай Иванович Николаев.Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
На сборочном конвейере ЗИЛ-157, 18 октября 1959, г. Mосква. Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
Водитель-испытатель ЗИЛ, 25 августа 1968, Московская обл.. Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
Холодильники ЗИЛ на зкспорт, 10 декабря 1961, г. Москва. Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
Студенты ВТУЗ ЗИЛ на занятиях, 20 марта 1963, г. Москва. Для подготовки собственных высоко квалифицированных кадров при заводе создано Высшее техническое училище.Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
Студенты ВТУЗ ЗИЛ готовятся к зачетам, 20 марта 1963, г. Москва. Для подготовки собственных высоко квалифицированных кадров при заводе создано Высшее техническое училище.Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
Дворец культуры ЗИЛ, апрель - май 1955, г. Москва. Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
Карнавал во Дворце культуры 1-го Государственного автомобильного завода имени И. В. Сталина в честь годовщины Сталинской конституции, декабрь 1937, г. Москва. Дворец культуры ЗИЛ – памятник архитектуры конструктивизма, спроектированный братьями Весниными. Построен в в 1930-1937 годах.Выставки «ЗИЛ: осталась только легенда», «20 фотографий 1937 года» и видео «Среди нас» с этой фотографией.
У проходной завода имени Лихачева, 21 марта 1962, г. Москва. Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
У проходной завода имени Лихачева, 21 марта 1962, г. Москва. Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу, 23 марта 1959, г. Москва. Водитель машины Николай Иванович Николаев.Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
В техническом кабинете завода, 15 мая 1965, г. Москва. Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
Работники ЗИЛа на митинге, 30 апреля 1976, г. Москва. Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
Завод ЗИЛ, 1967 год, г. Москва. Антиамериканский митинг против Вьетнамской войны.Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
Наладка автоматической линии 1л96 обработки блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130, 18 марта 1963, г. Москва. На заводе завершается полное переоснащения и отладка оборудования для серийного выпуска V-образных восьмицилиндровых двигателей для автомобиля серии ЗИЛ-130. Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
Отгрузка автомобилей потребителям, 5 февраля 1974, г. Москва. На железнодорожной площадке автозавода.
Сменная бригада слесарей-сборщиков карданных валов, 22 декабря 1978, г. Москва. При Объединении «ЗИЛ» создан специальный завод по изготовлению карданных валов.Выставка «ЗИЛ: осталась только легенда» с этой фотографией.
Завод был построен на территории, известной несколькими объектами: Симонову и Даниловскому монастырям и Тюфелевой роще. В начале XX века там появились несколько заводов, в том числе первый автомобильный завод в России.
Симонов монастырь
1910 год
Неизвестный автор
Завод сменил несколько названий: АМО, 1-й ГАЗ, ЗИС, ЗИЛ. Носил имена итальянского анархиста Пьетро Ферреро, Иосифа Сталина, директора завода Ивана Лихачева.
Эмблема АМО
1929 год
Родченко Александр Михайлович
В 1924 году первые десять грузовиков АМО-Ф-15, выкрашенных в красный цвет, проехали по Красной площади. Дальше был испытательный пробег, после которого начался их серийный выпуск.
Готовые грузовики
1929 год
Родченко Александр Михайлович
В 1926 году директором завода стал Иван Лихачев. Бывший слесарь и матрос, он занял должность в 30 лет. При нем начался массовый выпуск автомобилей, и завод превратился в настоящий автогигант.
Приезд Максима Горького на автомобильный завод
1928 год
Петров Николай Александрович
«Мы пришили к пуговице пальто» – так Лихачев описал результаты первой реконструкции завода. В цехах установили новейшее американское оборудование, которое позволило повысить годовой выпуск автомобилей практически в 8 раз.
Заводской пейзаж зимой
15 января 1960
Хухлаев Валентин Константинович
В Америке Лихачев встретился с создателем автомобильной империи Генри Фордом и получил от него приглашение на работу. «Вы родились под автомобильной звездой. Вас поили не молоком матери, а бензином, черт возьми». После смерти Лихачева завод назовут его именем.
ЗИС-101. Первая легковая машина завода представительского класса. На ней перемещались партийная элита, работники дипломатической службы, деятели культуры. Такие автомобили были у актрисы Любови Орловой, писателя Алексея Толстого.
ЗИС-101
1936 - 1941
Евзерихин Эммануил Ноевич
ЗИС‑110. К его разработке приступили еще во время войны. Хорошая шумоизоляция, радиоприемник, часы, мягкие сиденья с набивкой из гагачьего пуха – все это было в новинку для советского автопрома. Несколько экземпляров были сделаны с бронированными стеклами. Один из них предназнался Сталину.
Легковой автомобиль ЗИС-110
1954 - 1956
Баженов Е. И.
Душ перед выпуском. 22 марта 1959 года. Автор: Валентин Хухлаев. Москва.
Душ перед выпуском
22 марта 1959
Хухлаев Валентин Константинович
Автомобили ЗИЛ, наравне с иностранными марками, составляли парк Гаража особого назначения и были закреплены за членами Политбюро и их семьями.
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу
23 марта 1959
Хухлаев Валентин Константинович
На сборочном конвейере ЗИЛ-157. 18 октября 1959 года. Автор: Валентин Хухлаев. Москва.
На сборочном конвейере ЗИЛ-157
18 октября 1959
Хухлаев Валентин Константинович
Водитель-испытатель ЗИЛ. 25 августа 1968 года. Автор: Валентин Хухлаев. Московская область.
Водитель-испытатель ЗИЛ
25 августа 1968
Хухлаев Валентин Константинович
На заводе производили не только автомобили: под маркой «ЗИЛ» выпускались автобусы, холодильники, велосипеды.
Холодильники ЗИЛ на зкспорт
10 декабря 1961
Хухлаев Валентин Константинович
При ЗИЛе существовал завод-ВТУЗ. Студенты сочетали учебу с работой на производстве. В 1980-е он переименован в Московский автомобилестроительный институт – МАСИ, а в 1990-е – в Московский государственный индустриальный университет – МГИУ.
Студенты ВТУЗ ЗИЛ на занятиях
20 марта 1963
Хухлаев Валентин Константинович
Студенты ВТУЗ ЗИЛ готовятся к зачетам. 20 марта 1963 года. Автор: Валентин Хухлаев. Москва.
Студенты ВТУЗ ЗИЛ готовятся к зачетам
20 марта 1963
Хухлаев Валентин Константинович
Конструктивистское здание ДК «ЗИЛ» построено в 1930-е годы по проекту братьев Весниных. Свободная планировка, панорамные окна, строгие геометрические формы характеризуют признанный памятник московского авангарда. На крыше спланирован раздвижной купол обсерватории.
Дворец культуры ЗИЛ
апрель - май 1955
Хухлаев Валентин Константинович
Карнавал во Дворце культуры 1-го Государственного автомобильного завода имени И. В. Сталина в честь годовщины Сталинской конституции. Декабрь 1937 года. Автор: Георгий Зельма. Москва.
Каждый день, сверяясь с часами на проходной, тысячи сотрудников спешили на работу. Большинство автозаводцев пользовались открытой в 1943 году станцией метро «Завод имени Сталина». В 1956-м ее переименуют в «Автозаводскую».
У проходной завода имени Лихачева
21 марта 1962
Хухлаев Валентин Константинович
У проходной можно было сесть на специальный местный автобус и доехать до своего производственного корпуса.
У проходной завода имени Лихачева
21 марта 1962
Хухлаев Валентин Константинович
ЗИЛ – целый город в городе со своей инфраструктурой. На территории находились магазины, столовые, кафе. Сотрудники и их семьи пользовались специальными поликлиниками, больницами, детскими садами и санаториями.
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу
23 марта 1959
Хухлаев Валентин Константинович
На заводе выходили несколько газет. Первая, издававшаяся с 1922 года «Вагранка», вывешивалась в каждом цехе и в коммунальных домах.
В техническом кабинете завода
15 мая 1965
Хухлаев Валентин Константинович
Работники ЗИЛа на митинге. 30 апреля 1976 года. Автор: Юрий Садовников.
Работники ЗИЛа на митинге
30 апреля 1976
Садовников Юрий Николаевич
Завод ЗИЛ. 1967 год. Автор: Евгений Халдей. Москва.
Завод ЗИЛ
1967 год
Халдей Евгений Ананьевич
Завод смог пережить кризис 1990-х, но производство автомобилей сократилось.
Последний грузовой автомобиль был выпущен в 2016 году и продан в трамвайный парк Казани.
Отгрузка автомобилей потребителям
5 февраля 1974
Хухлаев Валентин Константинович
В 2000-х часть зданий огромного комплекса была снесена. В настоящее время на территории производственной зоны «ЗИЛ» ведется масштабная реорганизация. В планах – строительство жилого микрорайона, делового центра, парка, спортивного кластера.
Сменная бригада слесарей-сборщиков карданных валов
22 декабря 1978
Хухлаев Валентин Константинович
1/26
Вы посмотрели выставку «ЗИЛ: осталась только легенда»
Вам понравилось?
20 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Блокада Ленинграда
8 сентября 1941 года немецкие войска захватили город Шлиссельбург и отрезали Ленинград от суши. Гитлер планировал стереть город с лица земли. «…В этой вой­не, ве­ду­щей­ся за пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние, мы не за­ин­те­ре­со­ва­ны в со­хра­не­нии хо­тя бы час­ти на­се­ле­ния…» – утверждалось в его директиве. В блокадном кольце оказалось примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек, проживавших в пригородах. В первую блокадную зиму в Ленинграде ежедневно умирало более 4 тысяч человек. За вре­мя осады по городу бы­ло вы­пу­щено около 150 тысяч сна­ря­дов и сбро­ше­но свыше 107 тысяч за­жи­га­тель­ных и фу­гас­ных авиа­бомб. Блокада города продолжалась до 27 января 1944 года. Она длилась 872 дня. По официальным советским данным за период блокады в городе умерло 632 253 человека. По другим оценкам, эта цифра составляет около 1 500 000 человек.
ЗИЛ: осталась только легенда
Завод ЗИЛ – известнейший автогигант столицы. Возникший как первый автомобильный завод еще в дореволюционной России, он превратился в лидера автопрома в советское время. Автомобили этой марки неизменно составляли список Гаража особого назначения. Сотрудники ЗИЛа – отдельная категория жителей столицы со своим жильем, детскими садами, поликлиниками, санаториями. Своим университетом, Домом культуры и даже своей футбольной командой. Настоящий город в городе, уже ставший легендой.