Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Александр Сергеевич Пучков с кормилицей, 1887 год, г. Москва. Александр Пучков – будущий основатель московской станции скорой медицинской помощи. Выставка «Дореволюционная Россия: профессии» с этим снимком. 
Три грузчика на берегу реки Волги, 1890-е, г. Нижний Новгород. Выставка «Дореволюционная Россия: профессии» с этой фотографией. 
Продавец кваса, 1895 - 1905, г. Санкт-Петербург. Выставки «Дореволюционная Россия: профессии» и «Дореволюционная Россия: торговля» с этой фотографией.
Пастушок, 1890 - 1900. Выставка «Дореволюционная Россия: профессии» с этой фотографией. 
Торговец рыбой, 1895 - 1905, г. Санкт-Петербург. Выставки «Покупай, торопись, налетай, не скупись!», «Дореволюционная Россия: профессии», «Петербург Достоевского» и «Дореволюционная Россия: торговля» с этой фотографией.
Шансонетка Байкова. Нижегородская ярмарка, 1900-е, г. Нижний Новгород. Выставки «Дореволюционная Россия: профессии» и «Дореволюционная Россия: досуг, игры, спорт и зрелища» с этой фотографией.
Мусорщик во дворе, 1900-е. Выставка «Дореволюционная Россия: профессии» с этой фотографией. 
Кузнецы подковывают буйвола, 1900-е, Терская обл., г. Пятигорск. Выставка «Дореволюционная Россия: профессии» с этой фотографией. 
Прогулка по Екатеринославу, 1900-е, г. Екатеринослав. Город Екатеринослав с 1926 года – Днепропетровск, с 2016 года – Днепр.Выставки «Дореволюционная Россия: профессии», «На прогулке», «Няня в Российской империи» и видео «Пора гулять» с этой фотографией.
Музыкант на тротуаре, 1900-е. В руках у музыканта – колесная лира.Выставки «Музыкальный момент», «Дореволюционная Россия: профессии», «Музыка везде, кроме...», «Николай Свищов-Паола. "Входите – я дома"» и «Нищие» с этой фотографией.
Портрет спортсмена-борца, 1901 год. Выставка «Дореволюционная Россия: профессии» с этой фотографией. 
Разносчики, 1905 год. Выставка «Дореволюционная Россия: профессии» с этой фотографией. 
Пожарная команда, 1907 год. Выставка «Дореволюционная Россия: профессии» с этой фотографией. 
Портрет полицейского, 1905 - 1910, Тамбовская губ., г. Козлов. Выставка «Дореволюционная Россия: профессии» с этой фотографией. 
Портрет прядильщицы, 1905 - 1910. Выставка «Дореволюционная Россия: профессии» с этой фотографией. 
Извозчик в ожидании седока, 1908 - 1909, г. Москва. Выставки «Дореволюционная Россия: профессии», «Спать хочется...», «Мы в зале ожидания живем. Любой из нас все время ждет чего-то…» и видео «В движении!» с этой фотографией.
Молочница, 1910 год, г. Санкт-Петербург. Выставки «Дореволюционная Россия: профессии», «А где же яйца?», «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!» и «Дореволюционная Россия: торговля» с этой фотографией.
Крестьянин с мальчиком за сохой, 1910 - 1915. Выставки «Дореволюционная Россия: профессии» и «Освобожденные крестьяне» с этой фотографией.
Кокотка, 1910-е. Выставки «Дореволюционная Россия: профессии» и «Приди… Чаруй… Люби…» с этой фотографией. 
Медсестра госпиталя, 1916 год. Выставки «Дореволюционная Россия: профессии» и «Медсестры. Ради здоровья других» с этой фотографией.
Александр Сергеевич Пучков с кормилицей. 1887 год. Москва. Неизвестный автор.
Три грузчика на берегу реки Волги. 1890-е. Нижний Новгород. Автор: Максим Дмитриев.
Три грузчика на берегу реки Волги
1890-е
Дмитриев Максим Петрович
Продавец кваса. 1895–1905 годы. Санкт-Петербург. Автор: Карл Булла.
Продавец кваса
1895 - 1905
Булла Карл Карлович
Пастушок. 1890–1900 годы. Автор: Алексей Мазурин.
Пастушок
1890 - 1900
Мазурин Алексей Сергеевич
Торговец рыбой. 1895–1905 годы. Санкт-Петербург. Автор: Карл Булла.
Торговец рыбой
1895 - 1905
Булла Карл Карлович
Шансонетка Байкова. Нижегородская ярмарка. 1900-е. Автор: Максим Дмитриев.
Шансонетка Байкова. Нижегородская ярмарка
1900-е
Дмитриев Максим Петрович
Мусорщик во дворе. 1900-е. Автор: Карл Булла.
Мусорщик во дворе
1900-е
Булла Карл Карлович
Кузнецы подковывают буйвола. 1900-е. Терская область. Неизвестный автор.
Кузнецы подковывают буйвола
1900-е
Неизвестный автор
Прогулка по Екатеринославу с няней. 1900-е. Автор: Николай Вечерский.
Прогулка по Екатеринославу
1900-е
Вечерский Николай Иванович
Музыкант на тротуаре. 1900-е. Автор: Николай Свищов-Паола.
Музыкант на тротуаре
1900-е
Свищов-Паола Николай Иванович
Портрет спортсмена-борца. 1901 год. Неизвестный автор.
Портрет спортсмена-борца
1901 год
Неизвестный автор
Разносчики. 1905 год. Неизвестный автор.
Разносчики
1905 год
Неизвестный автор
Пожарная команда. 1907 год. Неизвестный автор.
Пожарная команда
1907 год
Неизвестный автор
Портрет полицейского. 1905–1910 годы. Козлов. Автор: Н. И. Тарасов.
Портрет полицейского
1905 - 1910
Тарасов Н. И.
Портрет прядильщицы. 1905–1910 годы. Неизвестный автор.
Портрет прядильщицы
1905 - 1910
Неизвестный автор
Извозчик в ожидании седока. 1908–1909 годы. Москва. Неизвестный автор.
Извозчик в ожидании седока
1908 - 1909
Неизвестный автор
Молочница. 1910 год. Санкт-Петербург. Автор: Карл Булла.
Молочница
1910 год
Булла Карл Карлович
Крестьянин с мальчиком за сохой. 1910–1915 годы. Автор: Алексей Мазурин.
Крестьянин с мальчиком за сохой
1910 - 1915
Мазурин Алексей Сергеевич
Кокотка. 1910-е. Неизвестный автор.
Кокотка
1910-е
Неизвестный автор
Медсестра госпиталя 1916 год. Автор: Александр Эйхенвальд.
Медсестра госпиталя
1916 год
Эйхенвальд Александр Федорович
1/20
Вы посмотрели выставку «Дореволюционная Россия: профессии»
Вам понравилось?
26 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Фотограф Георгий Зельма (1906–1984)
Зельма родился в Ташкенте. В 1920-м или 1921-м семья переехала в Москву, спасаясь от тяжелых условий жизни во время Гражданской войны. В дополнение к школе Георгий посещал студию пролетарских фильмов «Пролеткино», где учился операторской работе, и школьный фотоклуб. В 1924 году семья Зельмановичей (Зельма – творческий псевдоним фотографа) вернулась в Ташкент. С деревянной камерой и штативом Зельма путешествовал по кишлакам и документировал уклад жизни Средней Азии и его изменения. Популярным фотосюжетом в те годы было раскрепощение восточных женщин: эту тему раскрывают кадры Зельмы «Международный женский праздник 8 Марта» (1924), «Долой чадру!» (1925) и др. Зельма считался специалистом по Средней Азии, и даже когда он обосновался в Москве в 1929 году, его нередко командировали на родину. В начале 1930-х годов он начал сотрудничать с журналом «СССР на стройке». С 1934 года Зельма – фотокорреспондент газеты «Известия». Во время Великой Отечественной войны он работал военным фотокорреспондентом журнала «Отечественная война» и газеты «Известия». Самый известный цикл работ этого периода – репортажи из Сталинграда, где он вел хронику боев с июля 1942 года по февраль 1943 года. «Бой за этаж», «Братская могила», «Письмо домой», Боевые друзья», «Флаг победы над Сталинградом» стали классикой фронтового репортажа. После освобождения Сталинграда Зельма работал в Украине. В «Советском фото» № 12 за 1980 год Зельма рассказал историю фотографии 1943 года «Награда патриоту», сделанной в Днепропетровской области: генерал прикрепляет медаль бородатому старику, железнодорожнику-стрелочнику Михаилу Помпику. Через много лет после войны снова побывал я в тех местах, нашел знакомую будку стрелочника. Ее хозяина не было в живых, но на стене под стеклом висел дорогой мне снимок… И хотя на многих выставках он получил почетные дипломы… для меня самое высокое признание – этот „стенд“». После войны фотограф работал в журналах «Советская женщина», «Огонек», с 1962 года – в Агентстве печати «Новости». В последние годы жизни Зельма помог создать детскую фотостудию в подмосковном поселке Вороново и много сил отдавал работе с ее учениками.
Фотограф Иван Шагин
В 1933 году Ивана Шагина пригласили в главную молодежную газету страны – «Комсомольскую правду». Диапазон тем в творчестве фотографа был обширен: физкультурные парады, армейские репортажи, демонстрации. На каждом снимке – улыбки, энергия молодости, оптимизм. В 1935 году, всего через пять лет после начала профессиональной деятельности, Шагин был приглашен к участию в Выставке мастеров советского фотоискусства. Выставка провозгласила фоторепортаж как магистральное направление советского фотоискусства, и Шагин вошел в элиту советской фотожурналистики. Великую Отечественную войну Шагин снимал от первого до последнего дня. 22 июня 1941 года был сделан снимок на московском заводе «Серп и Молот»: рабочие слушают выступление Вячеслава Молотова по радио. В объектив теперь уже военного фотокорреспондента попали народное ополчение столицы, декабрьское наступление Красной армии под Москвой, тяжелые будни тружеников тыла, танковое сражение на Курской дуге, освобождение Киева, захват Берлина, встреча советских солдат с войсками союзников, Парад Победы в Москве. Одним из самых известных военных снимков Шагина стала фотография «Политрук продолжает бой». Несмотря на тяжелое ранение, боец продолжает находиться на передовой и призывать своих товарищей биться до последнего. После окончания войны Шагин продолжил работать в «Комсомольской правде». Осенью 1945 года, спустя полгода после Победы, газета поручила ему снимать турне московского «Динамо» в Великобританию, вызвавшее настоящий ажиотаж на островах. Шагин оказался единственным из советских фотокорреспондентов, находившихся тогда в Лондоне. Фотографии Шагина снова заполнили страницы всех советских газет. В конце 1940-х Шагин осваивает цветную фотографию и вскоре становится одним из ведущих авторов в этой области.
Дореволюционная Россия: профессии