Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Сергей Эйзенштейн, 1940-е. Выставка «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ» с этой фотографией.
Кадр из фильма «Чапаев» (1934), 1937 год. Режиссеры – братья Георгий и Сергей Васильевы. На I Московском кинофестивале 1935 года, председателем жюри которого был Сергей Эйзенштейн, создатели «Чапаева» получили первую премию.Актер Борис Бабочкин.Выставка «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ» и видео «Василий Чапаев. "Ждем, когда выплывет!"» с этой фотографией.
Кинопередвижка Всероссийского Фотокиноотдела Наркомпроса, 1935 год. Выставки «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ» и «Пойдем в кино, Россия!» с этой фотографией. 
Екатерина Алексеевна Фурцева на банкете в честь гостей Московского кинофестиваля, 1965 год, г. Москва. Выставка «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ», видео «Министр оттепели» и «Стадион "Лужники"» с этой фотографией.
Центральный стадион имени В. И. Ленина, 3 - 17 августа 1959, г. Москва. Флаги стран – участниц I Московского международного кинофестиваля.Выставка «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ» с этой фотографией.
Жюри I Московского международного кинофестиваля. У микрофона председатель жюри кинорежиссер Сергей Герасимов, 3 - 17 августа 1959, г. Москва. Выставка «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ» с этой фотографией.
I Московский международный кинофестиваль. Сергей Бондарчук (крайний слева) с гостями фестиваля в кулуарах, 3 - 17 августа 1959, г. Москва. Рассматривают журнал с кадром из фильма «Судьба человека» на обложке.Выставка «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ» с этой фотографией.
II Московский международный кинофестиваль. Кинотеатр «Россия», 9 - 23 июля 1961, г. Москва. Выставки «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ», «СССР в 1961 году», «Для совместного просмотра» и видео «Марина, русская душою» с этой фотографией.
Итальянская актриса Джина Лоллобриджида в Московском Кремле во время II Московского Международного кинофестиваля, 9 - 23 июля 1961, г. Москва. Выставка «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ» с этой фотографией.
Актриса Элизабет Тейлор и певец Эдди Фишер на II Московском Международном кинофестивале, 9 - 23 июля 1961, г. Москва. Выставки «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ», «СССР в 1961 году» и «Янки в СССР» с этой фотографией.
Космонавт Юрий Гагарин и актриса Джина Лоллобриджида, июль 1961, г. Москва. Выставка «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ» с этой фотографией.
Григорий Чухрай, Джина Лоллобриджида и Лукино Висконти на II Московском международном кинофестивале, 1961 год, г. Москва. Выставка «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ» с этой фотографией.
III Московский международный кинофестиваль. Зал Кремлевского дворца съездов, 7 - 21 июля 1963, г. Москва. Выставка «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ» с этой фотографией.
Симона Синьоре, Франсуаза Арнуль, Ив Монтан и Жан Маре на III Московском международном кинофестивале, 7 - 21 июля 1963, г. Москва. Выставки «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ», «Московские гастроли Ива Монтана и Симоны Синьоре» с этой фотографией.
Джульетта Мазина, Федерико Феллини и писатель Василий Захарченко, 7 - 21 июля 1963, г. Москва. Выставки «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ», «Избранное из избранного» и видео «Министр оттепели» с этой фотографией.
Итальянский кинорежиссер фильма «Восемь с половиной» Федерико Феллини на закрытии 3-го Московского Международного кинофестиваля с Большим призом, присужденному этому фильму, 7 - 21 июля 1963, г. Москва. Выставка «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ», видео «Министр оттепели» с этой фотографией.
Делегаты Третьего съезда Союза кинематографистов СССР, 11 - 13 мая 1976, г. Москва. Слева направо: Алексей Баталов, Лидия Смирнова, Борис Чирков, Евгений Матвеев, Марлен Хуциев, Григорий Чухрай.Выставка «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ» с этой фотографией.
Итальянская актриса Софи Лорен на IV Московском международном кинофестивале, 1965 год, г. Москва. Выставка «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ» с этой фотографией.
Софи Лорен, 1960-е. Выставки «Иностранцы в СССР» и «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ» с этой фотографией.
Пресс-конференция французской актрисы Марины Влади на IV Московском международном кинофестивале, 1965 год, г. Москва. Выставка «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ» с этой фотографией.
XI кинофестиваль в Москве, советская киноактриса Галина Беляева, 14 - 31 августа 1979, г. Москва. Выставки: «Люди в объективе Александра Стешанова», «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ», «Лучшие девушки Советского Союза» с этой фотографией.
X Московский международный кинофестиваль. Сергей Герасимов, 6 июля 1977, г. Москва. Выставка «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ» с этой фотографией.
Никита Михалков и Михаил Горбачев. Презентация Фонда Михаила Горбачева. Из серии «Люди и положения», 1992 год. Выставки «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ», «Конфронтация сменилась переговорами», «Независимый фотограф. Юрий Рыбчинский», видеолекция «Юрий Рыбчинский. Неустойчивое равновесие» с этой фотографией.
Впервые Московский международный кинофестиваль состоялся в 1935 году в кинотеатре «Ударник». Он назывался «Советский кинофестиваль в Москве». В состав жюри входили деятели советского кино Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко, Александр Аросев и француз Анри Дебри.
Сергей Эйзенштейн
1940-е
Неизвестный автор
Фестиваль открыла историческая и биографическая драма братьев Васильевых «Чапаев». Картина была снята на киностудии «Ленфильм» и получила на фестивале главный приз.
Кадр из фильма «Чапаев» (1934)
1937 год
Неизвестный автор
Кроме «Чапаева», в конкурсе участвовали такие фильмы как «Клеопатра» Демилля, «Маленькие женщины» Кьюкора, «Частная жизнь Генриха VIII» Корды. Премий удостоились также «Последний миллиардер» Рене Клера, «Новый Гулливер» Александра Птушко, мультипликация Уолта Диснея.
Затем последовал долгий перерыв, и только в 1959 году по инициативе министра культуры Екатерины Фурцевой ММКФ был возобновлен и стал проводиться каждые два года. Именно с этого года отсчитывается официальная хронология фестиваля. Фото: Евгения Халдея.
Открытие I Московского международного кинофестиваля проходило во Дворце Спорта имени Ленина в Лужниках с 3 по 17 августа 1959 года под девизом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами». Фото: Георгия Петрусова. Центральный стадион имени В. И. Ленина.
Центральный стадион имени В. И. Ленина
3 - 17 августа 1959
Петрусов Георгий Григорьевич
В фестивале приняли участие делегации из 25 стран мира, а председателем жюри стал режиссер Сергей Герасимов. Фото: Георгия Петрусова. Жюри I Московского международного кинофестиваля.
Фестиваль завершился победой фильма «Судьба человека» Сергея Бондарчука. Фото: Георгия Петрусова. Сергей Бондарчук (крайний слева) с гостями фестиваля в кулуарах.
Главным залом II ММКФ, который состоялся в июле 1961 года, стал новый московский кинотеатр «Россия» на Пушкинской площади. Фото: Евгения Халдея.
Советскую столицу посетили многие кинозвезды мирового уровня, среди которых была итальянская актриса Джина Лоллобриджида. Впоследствии она неоднократно гостила на ММКФ. Фото: Павла Маныча.
С ней и другой суперзвездой Елизабет Тейлор (на фото) случился один из первых светских конфузов: на прием в Кремль актрисы пришли в одинаковых нарядах. Утверждают, что после фестиваля обе актрисы подали на модельера в суд. Фото: Павла Маныча.
Джина Лоллобриджида во время фестиваля познакомилась с Юрием Гагариным. Актриса только начинала увлекаться профессиональной фотографией и сделала несколько снимков космонавта, а также советского лидера Никиты Хрущева. Фото: Сергея Смирнова.
Еще одним известным гостем стал итальянский режиссер Лукино Висконти, который вошел в состав жюри фестиваля. Фото: Евгения Халдея. Григорий Чухрай, Джина Лоллобриджида и Лукино Висконти на II Московском международном кинофестивале.
Пожалуй, самым ярким и скандальным фестивалем того времени стал III ММКФ 1963 года, председателем жюри которого был режиссер Григорий Чухрай. Фото: Евгения Халдея. Зал Кремлевского дворца съездов.
Одними из свидетелей этой яркой и скандальной страницы Московского кинофестиваля стали Жан Маре, Ив Монтан и Симона Синьоре. Фото: Евгения Халдея.
Дело в том, что, к большому недовольству партийного руководства и вопреки их мнению, Григорий Чухрай убедил жюри отдать главный приз фильму Федерико Феллини «Восемь с половиной», а не фавориту начальства советскому фильму «Знакомьтесь, Балуев!» Виктора Комиссаржевского. Фото: Павла Маныча.
Получая свой приз, Феллини сказал: «У меня 270 международных премий, но эта – самая дорогая для меня, потому что я получил ее в социалистической стране, в Советском Союзе». Фото: Михаила Трахмана.
Больше Григория Чухрая в жюри ММКФ не звали. Фото: Юрия Садовникова. Слева направо: Алексей Баталов, Лидия Смирнова, Борис Чирков, Евгений Матвеев, Марлен Хуциев, Григорий Чухрай. 1976 год.
Делегаты Третьего съезда Союза кинематографистов СССР
11 - 13 мая 1976
Садовников Юрий Николаевич
В 1965 году столицу впервые посетила итальянская актриса Софи Лорен. На IV ММКФ она представляла фильм Витторио де Сика «Брак по-итальянски», где исполнила главную роль. Фото: Евгения Халдея.
Дочь фотографа Валерия Генде-Роте рассказывала: «В 1965 году к актрисе запросто могли подойти прохожие и пообщаться с ней, все было гораздо человечнее и демократичнее, нежели сейчас. Софи Лорен относилась к неожиданным собеседникам приветливо и терпеливо». Фото: Олега Мерцедина.
Софи Лорен
1960-е
Мерцедин Олег Александрович
Следующий фестиваль в 1967 году связал судьбу французской актрисы Марины Влади с Владимиром Высоцким. По рекомендации принимающей стороны Марина посетила Театр на Таганке, где впервые увидела актера. Фото: Евгения Халдея.
В 1972 году Московскому международному кинофестивалю присвоили категорию «А», он получил такой же статус, как и Каннский, Берлинский и Венецианский кинофестивали. Фото: Александра Стешанова. XI кинофестиваль в Москве, советская киноактриса Галина Беляева. 1979 год.
Но несмотря на это, интерес к фестивалю в брежневскую эпоху заметно упал, он перестал быть «объективным зеркалом мирового кино». Фото: Юрия Инякина. X Московский международный кинофестиваль. Сергей Герасимов. 6 июля 1977 года.
Фестивальную атмосферу оживили Перестройка, распад СССР и «лихие» девяностые. С 1999 года ММКФ проводится ежегодно, а его бессменным председателем является Никита Михалков. Фото: Юрия Рыбчинского. Никита Михалков и Михаил Горбачев. Презентация Фонда Михаила Горбачева. 1992 год.
1/23
Вы посмотрели выставку «Кино в большом городе: страницы истории ММКФ»
Вам понравилось?
15 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Фидель Кастро. «Так друзей не принимают»
Лидер кубинской революции команданте Фидель Кастро Рус неоднократно бывал в стране Советов. Его первый визит в СССР состоялся 27 апреля 1963 года. «Ох, и досталось советским партийцам от Кастро на заключительном банкете в Ленинграде, – вспоминал советский разведчик Николай Леонов, сопровождавший и переводивший команданте в его поездке по СССР. – Фидель попросил, чтобы собрался узкий круг людей и сказал свое веское слово. Суть речи его была примерно такой: "Я хочу выступить с критикой с позиций друга. Зачем вы устраиваете показуху, встречая меня, вашего искреннего друга и гостя? Вы много вещей делаете в приказном порядке. Вы прокладываете метро, а приостановили столь важные работы из-за меня, лишь бы проехал кортеж наших машин. Я не гордый. Мог бы поехать в объезд. Зачем надо устраивать бутафорию, тем более я понимаю, что Ленинград – это город-мученик, только-только восстанавливающийся после ран, нанесенных войной. Неужели он не имеет право показать свои недостатки? Вы принимаете меня, как арабского шейха. Так друзей не принимают"».
Фотограф Елеазар Лангман. Радикальный экспериментатор 1920–1930-х годов
О биографии Лангмана известно немного. Его архив утерян – после развода с женой он не имел постоянного места жительства и кочевал из одной фотолаборатории в другую. В каталоге выставки Мастеров советского фотоискусства в 1935 году сохранилась биографическая справка: «Родился в 1895 году в Одессе. Учился в Одесском художественном училище, в Харьковском политехническом институте и консерватории (по классу скрипки). Играл в оркестрах и концертировал в агитбригадах. Был на бывш. Волго-Бугульминской ж.д. начальником военно-сварочных работ. Работал у архитектора А. Лангмана... – автора проектов стадиона „Динамо“ и дома СТО (Совет труда и обороны). Занимался также плакатной работой». В 1929 году состоялось знакомство Лангмана с Александром Родченко. Лангман вошел в актив творческой группы «Октябрь». В 1929–1930 гг. он работал фоторепортером в составе «бригады Игнатовича», снимавшей для «Вечерней Москвы». В своем творчестве Лангман был более радикален, чем его учителя. Фотограф объяснял использование конструктивистских приемов тем, что это – «протест против штампа, серятины в фотографии». Несмотря на резкую критику в прессе и распад «Октября», он продолжал сотрудничать с Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) – входил в жюри фотовыставок, работал по заданию издательства «Изогиз». В середине 1930-х Лангман снимал репортажи из Казахстана для журнала «СССР на стройке» и работал над фотоальбомом «10 лет Узбекистана». Фотожурналиста привлекали символы эпохи: люди и их свершения. В 1938 году был издан фотоочерк «На родине стахановского движения» авторства Лангмана, где подробно иллюстрирован трудовой энтузиазм Алексея Стаханова и начальника шахты имени Сталина Кости Петрова. Последнее место работы Лангмана – собкор ТАСС в Крыму. По доносу коллег он был обвинен в использовании фотолаборатории в коммерческих целях и вскоре умер при невыясненных обстоятельствах в 45 лет.
Кино в большом городе: страницы истории ММКФ
О втором старейшем кинофестивале мира после Венецианского.