Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Иверские ворота, 1900-е, г. Москва. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Центральный музей В. И. Ленина, 1962 - 1969, г. Москва. Сейчас Музей Отечественной войны 1812 года.Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Лев Толстой и крестьянка-просительница, 1908 год, Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Иван Федорович Наживин записал слова Льва Николаевича Толстого: «Любить дальних, человечество, народ, желать им добра не хитрое дело... Нет, ты вот ближних-то, ближних полюбить сумей, тех, с которыми встречаешься каждый день, которые иногда надоедают, раздражают, мешают, – вот их-то люби, им-то делай добро!.. Вот иду на днях по парку и думаю. Слышу, идет сзади какая-то баба и просит чего-то. А мне как раз пришла в голову нужная для работы мысль. "Ну, что тебе нужно? – нетерпеливо говорю бабе. – Что ты пристала?" Но хорошо, что сейчас же опомнился и поправился. А то бывает, спохватишься да уж поздно».Выставки «На виду у всех. Будни Льва Толстого», «Теперь здесь музей!», видео «Софья Толстая: быть женой гения» с этой фотографией.
Дворец «Музей», 1930-е, Крымская АССР, г. Алупка. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Очередь в кассы музея перед фасадом Екатерининского дворца, 1984 год, Ленинградская обл., г. Пушкин. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Портрет отдыхающих, 1941 год, Крымская АССР, пос. Массандра. Строительство Массандровского дворца началось в 1881 году. В 1892 по 1902 год сооружение дворцового ансамбля продолжалось по проекту Максимилиана Месмахера. Архитектор – Оскар Вегенер. С 1929 по 1941 год использовался в качестве санатория «Пролетарское здоровье» для тяжелобольных туберкулезом. В настоящее время – музей.Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Музей Революции на улице Горького, 1950-е, г. Москва. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Главный дом городской усадьбы Лопухиных-Станицких, где располагается музей Л. Н. Толстого, 1950-е, г. Москва. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Дом Хрущевых-Селезневых, 1970-е, г. Москва. Дом построен в 1814 – 1816 годах по проекту Афанасия Григорьева. С 1961 года здание занимает Государственный музей А. С. Пушкина. Фасад со стороны Хрущевского переулка.Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Дом Луниных, 1970-е, г. Москва. Бывшая московская усадьба дворян Луниных. Построена в 1822 году на месте особняка, сгоревшего в 1812 году, для семейства генерал-лейтенанта Петра Михайловича Лунина. Проект приписывается Доменико Жилярди. Сейчас в здании помещается музей Востока.Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Музей-усадьба «Останкино», 1960-е, г. Москва. Ансамбль усадьбы сформировался при графе Николае Шереметеве на рубеже XVIII-XIX веков. Построенный в Останкине дворец-театр - единственное сохранившееся в России театральное здание конца XVIII века со сценой, зрительным залом, гримировальными комнатами. После революции графское имение было национализировано и превращено в музей, который в 1938 году получил название музея творчества крепостных. В 1992 году было возвращено историческое название.Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Царицыно. Фигурный мост, 1950-е, Московская обл., пгт. Ленино.  Дворцово-парковый ансамбль. Заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году. Фигурный мост, построенный в 1776–1778 годах по проекту Василия Баженова, является продолжением Березовой перспективы, идущей от Большого моста через овраг к Малому и Среднему дворцам. С западной стороны парка, при движении по Аллее через плотину между прудами, мост воспринимается как въездные ворота.Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Северный флигель усадьбы Горки Ленинские, 1967 - 1973, Московская обл., пос. Горки Ленинские. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Школа (бывший дом декабристов Бестужевых), 1959 год, Бурятская АССР, пос. Новоселенгинск. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Музей «Домик Лермонтова», 1963 - 1965, Ставропольский край, г. Пятигорск. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Дом-музей В.В. Верещагина, 1965 год, г. Череповец и Череповецкий район. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Коля Вереш - сын директора музея, 1966 год, Соловецкие острова. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Скульптуры Большого каскада, 1960-е, г. Петродворец. Ныне Петергоф.Выставки «Скульптурное ню», «Теперь здесь музей!», «Петергоф: красота побеждает» с этим снимком.
Вид на Дворцовую площадь с арки Главного штаба, 1985 год, г. Ленинград. Сейчас Санкт-Петербург.Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Дворцовая площадь Ленинграда в дождливый день, май - сентябрь 1968, г. Ленинград. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
«Атланты», 1993 год, г. Санкт-Петербург. Выставки «Теперь здесь музей!» и «Эрмитаж снаружи и внутри» с этой фотографией.
Иверские ворота. 1900-е годы. Неизвестный автор. Иверские или Воскресенские ворота – проездные ворота Китайгородской стены были снесены в 1931 году, восстановлены в 1995 и в настоящее время являются частью Исторического музея.
Иверские ворота
1900-е
Неизвестный автор
Центральный музей В. И. Ленина. 1962–1969 годы. Автор: Иван Шагин. Бывшее здание Московской Городской думы, затем музей Ленина, а ныне – филиал Исторического музея.
Центральный музей В. И. Ленина
1962 - 1969
Шагин Иван Михайлович
Лев Толстой и крестьянка-просительница в Ясной поляне. 1908 год. Автор: Карл Булла. Ясная поляна – усадьба Льва Тольстого, в которой он написал «Анну Каренину» и «Войну и мир». Ныне – музей-усадьба.
Лев Толстой и крестьянка-просительница
1908 год
Булла Карл Карлович
Дворец «Музей». 1930-е годы. Неизвестный автор. Воронцовский дворец в Алупке строился как резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Воронцова. Ныне входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.
Дворец «Музей»
1930-е
Неизвестный автор
Очередь в кассы музея перед фасадом Екатерининского дворца. 1984 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Императорская резиденция, а ныне  – Государственный музей-заповедник «Царское Село».
Отдыхающие в Массандре. 1941 года. Неизвестный автор. Дворец императора Александра III. Ныне – дворец-музей и филиал Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.
Портрет отдыхающих
1941 год
Неизвестный автор
Музей Революции на улице Горького. 1950-е годы. Автор: Георгий Петрусов. В здании на Тверской, дом 21 располагался московский Английский клуб, затем музей Революции до 1998 года, а в настоящее время – Музей современной истории России.
Музей Революции на улице Горького
1950-е
Петрусов Георгий Григорьевич
Музей Льва Толстого на Кропоткинской улице. 1950-е годы. Автор: Георгий Петрусов. Городская усадьба Лопухиных-Станицкой на Пречистенке, а с 1920 года по сей день – литературный музей Льва Толстого.
Усадьба Хрущевых-Селезневых. 1970-е годы. Автор: Алексей Александров. С 1957 года – Государственный музей имени Александра Пушкина.
Дом Хрущевых-Селезневых
1970-е
Александров Алексей Алексеевич
Дом Луниных. 1970-е годы. Автор: Алексей Александров. Усадебный комплекс дворян Луниных, а с 1970 года – Государственный музей Востока.
Дом Луниных
1970-е
Александров Алексей Алексеевич
Музей-усадьба «Останкино». 1960-е годы. Автор: Иван Шагин. С 1743 по 1917 усадьбой владели Шереметевы, в музей-усадьбу Останкино превратилось в 1919 году.
Музей-усадьба «Останкино»
1960-е
Шагин Иван Михайлович
Царицыно. Фигурный мост 1960-е годы. Автор: Иван Шагин. Незаконченная резиденция Екатерины II в стиле неоготики превратилась в музей-заповедник «Царицыно» в 1984 году.
Царицыно. Фигурный мост
1950-е
Шагин Иван Михайлович
Северный флигель усадьбы Горки Ленинские. 1950–1969 годы. Автор: Иван Шагин. Усадьба Горки в разное время принадлежала Дурасовым, Морозовой-Рейнбот. К 25-й годовщине со дня смерти Ленина превратилась в исторический музей-заповедник «Горки Ленинские».
Северный флигель усадьбы Горки Ленинские
1967 - 1973
Шагин Иван Михайлович
Школа (бывший дом декабристов Бестужевых). 1959 год. Автор: Всеволод Тарасевич. В 1975 году в доме купца 1-й гильдии Дмитрия Дмитриевича Старцева был вновь открыт дом-музей декабристов Бестужевых в Новоселенгинске.
Школа (бывший дом декабристов Бестужевых)
1959 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Музей «Домик Лермонтова». 1960-е годы. Автор: Иван Шагин. Дом, в котором поэт провел последние два месяца своей жизни. В 1912 году Кавказское горное общество выкупило домик и устроили музей. С 1973 года музей «Домик Лермонтова» был преобразован в Государственный музей-заповедник Михаила Лермонтова.
Музей «Домик Лермонтова»
1963 - 1965
Шагин Иван Михайлович
Дом-музей Василия Верещагина. 1965 год. Автор: М. Фрейдзон. Дом художника Василия Верещагина в Череповце был построен в 1830-х годах и принадлежал семье Верещагиных 50 лет. Музей в нем сделали в 1984 году.
Дом-музей В.В. Верещагина
1965 год
Фрейдзон М.
Коля Вереш – сын директора музея. 1966 год. Автор: Виктор Ахломов. С 1967 года – Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
Коля Вереш - сын директора музея
1966 год
Ахломов Виктор Васильевич
Скульптуры Большого каскада. 1960-е годы. Автор: Иван Шагин. Императорская загородная резиденция Петергоф превратилась в Государственный музей-заповедник «Петергоф» в 1918 году. Его посещают около четырех миллионов человек в год.
Скульптуры Большого каскада
1960-е
Шагин Иван Михайлович
Вид на Дворцовую площадь с арки Главного штаба. 1985 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Зимний – главный императорский дворец. Эрмитаж стал частично музеем еще в XIX веке, а после революции 1917 он превратился исключительно в музей «Государственный Эрмитаж» и является самым посещаемым музеем России.
Вид на Дворцовую площадь с арки Главного штаба
1985 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Дворцовая площадь Ленинграда в дождливый день. 1968 год. Автор: Борис Смирнов-Русецкий. Восточное крыло Генштаба было передано Государственному Эрмитажу в 1993 году и реконструировано под музейные экспозиции.
Дворцовая площадь Ленинграда в дождливый день
май - сентябрь 1968
Смирнов-Русецкий Борис Алексеевич
«Атланты». 1993 год. Автор: Сергей Борисов. Новый Эрмитаж – первое в России здание, построенное специально для публичного художественного музея. Он открылся в 1852 году.
«Атланты»
1993 год
Борисов Сергей Александрович
1/21
Вы посмотрели выставку «Теперь здесь музей!»
Вам понравилось?
12 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Фотограф Иван Шагин
В 1933 году Ивана Шагина пригласили в главную молодежную газету страны – «Комсомольскую правду». Диапазон тем в творчестве фотографа был обширен: физкультурные парады, армейские репортажи, демонстрации. На каждом снимке – улыбки, энергия молодости, оптимизм. В 1935 году, всего через пять лет после начала профессиональной деятельности, Шагин был приглашен к участию в Выставке мастеров советского фотоискусства. Выставка провозгласила фоторепортаж как магистральное направление советского фотоискусства, и Шагин вошел в элиту советской фотожурналистики. Великую Отечественную войну Шагин снимал от первого до последнего дня. 22 июня 1941 года был сделан снимок на московском заводе «Серп и Молот»: рабочие слушают выступление Вячеслава Молотова по радио. В объектив теперь уже военного фотокорреспондента попали народное ополчение столицы, декабрьское наступление Красной армии под Москвой, тяжелые будни тружеников тыла, танковое сражение на Курской дуге, освобождение Киева, захват Берлина, встреча советских солдат с войсками союзников, Парад Победы в Москве. Одним из самых известных военных снимков Шагина стала фотография «Политрук продолжает бой». Несмотря на тяжелое ранение, боец продолжает находиться на передовой и призывать своих товарищей биться до последнего. После окончания войны Шагин продолжил работать в «Комсомольской правде». Осенью 1945 года, спустя полгода после Победы, газета поручила ему снимать турне московского «Динамо» в Великобританию, вызвавшее настоящий ажиотаж на островах. Шагин оказался единственным из советских фотокорреспондентов, находившихся тогда в Лондоне. Фотографии Шагина снова заполнили страницы всех советских газет. В конце 1940-х Шагин осваивает цветную фотографию и вскоре становится одним из ведущих авторов в этой области.
Теперь здесь музей!
Дворцы, усадьбы, особняки, клубы, общественные учреждения, церкви, монастыри, которые со временем превратились в музеи.