Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Фотографы Александр Китаев, Андрей Чежин и коллекционер Герд Церхузен, 1995 год, г. Санкт-Петербург. Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Мастерская Александра Китаева. Отбор фотографий коллекционером Гердом Церхузеном, 1995 год, г. Санкт-Петербург. Слева – фотограф Евгений Мохорев.Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Коллекционер Герд Церхузен в квартире художницы Натальи Жилиной, 1995 год, г. Санкт-Петербург. В центре кадра, за столом, напротив друг друга сидят двое мужчин: слева – коллекционер Герд Церхузен и фотохудожник Борис Смелов. Слева стоит Мария Снигиревская, дочь художницы Натальи Жилиной.Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Фотохудожник Борис Смелов, коллекционер Герд Церхузен и Мария Снигиревская, 1995 год, г. Санкт-Петербург. Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Фотографы Александр Китаев, Андрей Чежин и коллекционер Герд Церхузен, 1995 год, г. Санкт-Петербург. Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Фотографы Александр Китаев, Андрей Чежин и коллекционер Герд Церхузен, 1995 год, Россия, г. Санкт-Петербург. Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Застолье, 1995 год, г. Санкт-Петербург. Фотограф, историк фотографии Александр Китаев (со спины слева), фотограф Андрей Чежин (со спины справа), коллекционер Герд Церхузен (на диване). Рядом с Церхузеном, справа, в белой блузке – его сестра. Рядом с Андреем Чежиным – его жена, Людмила. В квартире Андрея Чежина.Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Фотографы и коллекционер Герд Церхузен в арт-центре «Пушкинская, 10», 1995 год, г. Санкт-Петербург. Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Фотографы и коллекционер Герд Церхузен в арт-центре «Пушкинская, 10», 1995 год, г. Санкт-Петербург. В центре левой группы, в синей футболке, сидит – Людмила Федеренко. Сидит напротив нее – фотограф Андрей Чежин. Стоят правее фотограф Александр Китаев и коллекционер Герд Церхузен. Крайний справа – фотограф Дмитрий Верхолат.Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Фотохудожник Борис Смелов, коллекционер Герд Церхузен и Мария Снигиревская, 1995 год, г. Санкт-Петербург. Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Фотографы и коллекционер Герд Церхузен в арт-центре «Пушкинская, 10», 1995 год, г. Санкт-Петербург. На втором плане слева, стоят фотографы Дмитрий Верхолат (в джинсовой куртке) и (подняв руки) – Андрей Чежин. В центре левой группы, в синей футболке, сидит –Людмила Федеренко. Справа группа из троих мужчин, – слева Дмитрий Виленский, в центре Вадим Гущин. Справа сидят на корточках – фотограф Александр Китаев и коллекционер Герд Церхузен.Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Коллекционер Герд Церхузен в дверном проеме доходного дома Э. Э. и Г. Э. Арнгольдов (18-линия Васильевского острова, дом 23), 1995 год, г. Санкт-Петербург. Даты строительства: 1911–1912 годы. Архитектор – Василий Шауб.Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Мастерская Александра Китаева. Отбор фотографий коллекционером Гердом Церхузеном, 1995 год, г. Санкт-Петербург. В центре – фотограф Александр Китаев, слева сидит фотограф Евгений Мохорев, справа – Герд Церхузен.Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Мастерская Александра Китаева. Отбор фотографий коллекционером Гердом Церхузеном, 1995 год, г. Санкт-Петербург. На первом плане слева сидит фотограф Евгений Мохорев.Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Мастерская Александра Китаева. Отбор фотографий коллекционером Гердом Церхузеном, 1995 год, г. Санкт-Петербург. На первом плане слева сидит фотограф Евгений Мохорев.Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Мастерская Александра Китаева. Отбор фотографий коллекционером Гердом Церхузеном, 1995 год, г. Санкт-Петербург. На дальнем плане – фотограф Евгений Мохорев.Выставка «Коллекционер русской фотографии» с этой фотографией.
Фотографы Александр Китаев, Андрей Чежин и коллекционер Герд Церхузен. 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Церхузен приехал работать в Россию как финансовый консультант. Одним из первых он стал устраивать выставки современного искусства в ресторане «Teatro» в гостинице «Метрополь».
Мастерская Александра Китаева. Отбор фотографий коллекционером Гердом Церхузеном. 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Именно Церхузен убедил Китаева снимать на «Лейку». За новый фотоаппарат Китаев отдал кипу своих фотографий.
Коллекционер Герд Церхузен в квартире художницы Натальи Жилиной. 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич. В 1995–1996 годах Церхузен устраивал выставки современной русской фотографии в «Метрополе» с каталогами на нескольких языках.
Фотохудожник Борис Смелов, коллекционер Герд Церхузен и Мария Снигиревская. 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Церхузен придумал выставку «Русские с Лейкой», на которую фирма «Лейка» выделила деньги и призы. Но Церхузен все потратил еще до выставки. Смелов лишился своих фотографий.
Фотографы Александр Китаев, Андрей Чежин и коллекционер Герд Церхузен. 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Церхузен срочно уехал из России и стал советником туркмен-баши по культуре. Он стал поставлять в Германию туркменские ковры.
Фотографы Александр Китаев, Андрей Чежин и коллекционер Герд Церхузен. 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
Застолье. 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
Застолье
1995 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Фотографы и коллекционер Герд Церхузен в арт-центре «Пушкинская, 10». 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
Фотографы и коллекционер Герд Церхузен в арт-центре «Пушкинская, 10». 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
Фотохудожник Борис Смелов, коллекционер Герд Церхузен и Мария Снигиревская. 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
Фотографы и коллекционер Герд Церхузен в арт-центре «Пушкинская, 10». 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
Коллекционер Герд Церхузен в дверном проеме доходного дома Э. Э. и Г. Э. Арнгольдов (18-линия Васильевского острова, дом 23). 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
Мастерская Александра Китаева. Отбор фотографий коллекционером Гердом Церхузеном. На первом плане – фотогграф Евгений Мохороев. 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
Мастерская Александра Китаева. Отбор фотографий коллекционером Гердом Церхузеном. На первом плане – фотогграф Евгений Мохороев. 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
Мастерская Александра Китаева. Отбор фотографий коллекционером Гердом Церхузеном. На первом плане – фотогграф Евгений Мохороев. 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
Мастерская Александра Китаева. Отбор фотографий коллекционером Гердом Церхузеном. На втором плане – фотогграф Евгений Мохороев. 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
1/16
Вы посмотрели выставку «Коллекционер русской фотографии»
Вам понравилось?
3 Да 1 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Фотограф Георгий Зельма (1906–1984)
Зельма родился в Ташкенте. В 1920-м или 1921-м семья переехала в Москву, спасаясь от тяжелых условий жизни во время Гражданской войны. В дополнение к школе Георгий посещал студию пролетарских фильмов «Пролеткино», где учился операторской работе, и школьный фотоклуб. В 1926 году семья Зельмановичей (Зельма – творческий псевдоним фотографа) вернулась в Ташкент. С деревянной камерой и штативом Зельма путешествовал по кишлакам и документировал уклад жизни Средней Азии и его изменения. Популярным фотосюжетом в те годы было раскрепощение восточных женщин: эту тему раскрывают кадры Зельмы «Международный женский праздник 8 Марта» (1924), «Долой чадру!» (1925) и др. Зельма считался специалистом по Средней Азии, и даже когда он обосновался в Москве в 1929 году, его нередко командировали на родину. В начале 1930-х годов он начал сотрудничать с журналом «СССР на стройке». С 1934 года Зельма – фотокорреспондент газеты «Известия». Во время Великой Отечественной войны он работал военным фотокорреспондентом журнала «Отечественная война» и газеты «Известия». Самый известный цикл работ этого периода – репортажи из Сталинграда, где он вел хронику боев с июля 1942 года по февраль 1943 года. «Бой за этаж», «Братская могила», «Письмо домой», Боевые друзья», «Флаг победы над Сталинградом» стали классикой фронтового репортажа. После освобождения Сталинграда Зельма работал в Украине. В «Советском фото» № 12 за 1980 год Зельма рассказал историю фотографии 1943 года «Награда патриоту», сделанной в Днепропетровской области: генерал прикрепляет медаль бородатому старику, железнодорожнику-стрелочнику Михаилу Помпику. Через много лет после войны снова побывал я в тех местах, нашел знакомую будку стрелочника. Ее хозяина не было в живых, но на стене под стеклом висел дорогой мне снимок… И хотя на многих выставках он получил почетные дипломы… для меня самое высокое признание – этот „стенд“». После войны фотограф работал в журналах «Советская женщина», «Огонек», с 1962 года – в Агентстве печати «Новости». В последние годы жизни Зельма помог создать детскую фотостудию в подмосковном поселке Вороново и много сил отдавал работе с ее учениками.
«Фабрика телевизионных программ»
Когда мощности Шаболовской телебашни стало недостаточно, Совет министров СССР издал постановление «О строительстве нового телепередающего центра». В него должны были войти телецентр с более чем десятком студий, передающая станция и башня-антенна высотой 500 метров. Башня сначала планировалось металлической, наподобие Эйфелевой, но член конкурсной комиссии и специалист по железобетонным конструкциям инженер Николай Никитин предложил построить башню из бетона. Ее форму в виде перевернутого цветка лилии Никитин увидел во сне. В ходе строительства, которое заняло более 10 лет, советские инженеры консультиировались с Фрицем Леонардтом, автором аналогичной телебашни из бетона в немецком Штутгарте. В результате, число опор было увеличено с 4 до 10, а высота выросла с 500 до 540 м. 4 ноября 1967 года с готовой башни впервые ушел телевизионный сигнал, а ресторан и смотровая площадка заработали в 1969-м.
Коллекционер русской фотографии
Герд Церхузен – немецкий галерист и коллекционер, который скупал работы русских фотографов. Во второй половине 90-х, задолжав многим авторам, он исчез из России, оставив свою коллекцию в квартире на Сретенке.