Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Илья Мазурук с женой Викторией, 1938 год. Из серии «Встреча полярных летчиков Ильи Мазурука и Фабио Фариха».Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Экипаж самолета «Родина»: Полина Осипенко (второй пилот), Валентина Гризодубова (командир) и Марина Раскова (штурман), 24 сентября 1938, Московская обл., г. Щелково. Беспосадочный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток 24-25 сентября.Щелковский аэродром НИИ ВВС (сейчас Чкаловский военный аэродром).Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Командир полка Евдокия Бершанская в боевой машине, сентябрь 1944. 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк — «Ночные ведьмы».Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Буфет городского аэропорта, 1958 год, Украинская ССР, г. Харьков. Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Летчица Марина Попович, 1960 год. Летчик-испытатель 1-го класса. На ее счету 102 мировых рекорда в области авиации на винтовых и реактивных самолетах и вертолетах, 10 из которых на тяжелом Ан-22 «Антей» (единственная женщина, пилотировавшая сверхтяжелый самолет).Выставки: «Небо. Самолет. Девушка», «10 фотографий: Улыбки 1960-х», «Улыбки XX века», «Лучшие девушки Советского Союза» с этим снимком.
Самолет ИЛ-18 в аэропорту Тикси, 1960 год, Якутская АССР, пгт. Тикси. Выставки «Небо. Самолет. Девушка», «Саха» и «СССР в 1960 году» с этой фотографией.
Всесоюзные соревнования летчиков-женщин по высшему пилотажу на спортивном самолете ЯК-18, 6 - 7 октября 1963, г. Москва. Тушинский аэродром.Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Всесоюзные соревнования летчиков-женщин по высшему пилотажу на спортивном самолете ЯК-18, 6 - 7 октября 1963, г. Москва. Тушинский аэродром.Выставки: «Авиатриссы», «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией.
Всесоюзные соревнования летчиков-женщин по высшему пилотажу на спортивном самолете ЯК-18, 6 - 7 октября 1963, г. Москва. Тушинский аэродром.Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Самолет ТУ-104, 1963 год. Выставки «Перелет»,  «Небо. Самолет. Девушка» и «Аэрофлот» с этой фотографией.
Тушинский аэродром, 1966 - 1969, г. Москва. Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Без названия, 1967 год. Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Аэропорт Домодедово, 9 июля 1967, Московская обл.. Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Бортпроводница на трапе самолета «Аэрофлота», 1960-е. Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Самолет ТУ-134 на аэродроме, 1960-е, г. Москва. Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Девушки-бортпроводницы, 1961 год, Казахская ССР, г. Алма-Ата. Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Стюардесса, 1960-е. Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Тамара Бейсенова – бортпроводница, 1961 год, Казахская ССР, г. Алма-Ата. Выставки: «Симфония смеха», «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией.
Аэропорт Внуково, 1964 год. Выставки «Небо. Самолет. Девушка», «20 лучших фотографий Евгения Умнова» и «Внучка» с этой фотографией.
Аэропорт Внуково, август 1964. Выставки «Москва и москвичи», «Небо. Самолет. Девушка» и «Внучка» с этой фотографией.
«В любую погоду», 1960 - 1965, Московская обл., пос. Внуково. Выставки «10 лучших фотографий под дождем», «Перелет», «Небо. Самолет. Девушка» и «Внучка» с этой фотографией.
В салоне пассажирского самолета ТУ-104, 1960-е. Выставки «Перелет», «Небо. Самолет. Девушка», «Вон из Москвы» с этой фотографией.
«Работница машиностроительного завода города Кирова Мария Кузнецова в ожидании самолета задремала во Внуковском аэропорту», 1956 - 1965, Московская обл.. Выставки «Небо. Самолет. Девушка», «Мы в зале ожидания живем. Любой из нас все время ждет чего-то…» и «Внучка» с этой фотографией.
Аэропорт Домодедово, 9 июля 1967, Московская обл.. Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Женская сборная команда СССР по высшему пилотажу, 1972 год, г. Москва. Тушинский аэродром. Светлана Савицкая, Валентина Яикова, Зинаида Лизунова, Людмила Мочалина, Любовь Немкова, Лидия Леонова.Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Аэропорт Рязанской области, 1960 - 1970, Рязанская обл., Сапожковский р-н. Предположительно, Сапожковский район. Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией. 
Встреча в аэропорту итальянской актрисы Джины Лоллобриджиды, 1973 год, г. Москва
Запорожский аэроклуб, 1 января 1977 - 1 января 1987, Украинская СССР, Запорожская обл., Запорожский р-н, с. Широкое. Мастер спорта тренер-инструктор Вера Павловна Захарова (слева) и Нина Аркадьевна Веселова . Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией.
Первый реактивный самолет «ЯК-40» на Череповецком аэродроме, 30 июня 1982, г. Череповец и Череповецкий район. Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией.
Вид на Алтайские горы и облака из самолета рейса Усть-Кокса – Барнаул, 29 августа 1989. Выставка «Небо. Самолет. Девушка» с этой фотографией.
Илья Мазурук с женой Викторией. 1938 год. Автор: Александр Устинов.
Илья Мазурук с женой Викторией
1938 год
Устинов Александр Васильевич
Экипаж самолета «Родина»: Полина Осипенко (второй пилот), Валентина Гризодубова (командир) и Марина Раскова (штурман). 24 сентября 1938 года. Автор: Александр Устинов. Щелково.
Командир полка Евдокия Бершанская в боевой машине. Сентябрь 1944 года. Автор: Аркадий Шайхет.
Командир полка Евдокия Бершанская в боевой машине
сентябрь 1944
Шайхет Аркадий Самойлович
Буфет городского аэропорта. 1958 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Харьков.
Буфет городского аэропорта
1958 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Летчица Марина Попович. 1960 год. Автор: Валентин Хухлаев.
Летчица Марина Попович
1960 год
Хухлаев Валентин Константинович
Самолет ИЛ-18 в аэропорту Тикси. 1960 год. Автор: Борис Вдовенко. Поселок городского типа Тикси.
Самолет ИЛ-18 в аэропорту Тикси
1960 год
Вдовенко Борис Евгеньевич
Всесоюзные соревнования летчиков-женщин по высшему пилотажу на спортивном самолете ЯК-18. 6–7 октября 1963 года. Автор: Валентин Хухлаев. Москва.
Всесоюзные соревнования летчиков-женщин по высшему пилотажу на спортивном самолете ЯК-18. 6–7 октября 1963 года. Автор: Валентин Хухлаев. Москва.
Всесоюзные соревнования летчиков-женщин по высшему пилотажу на спортивном самолете ЯК-18. 6–7 октября 1963 года. Автор: Валентин Хухлаев. Москва.
Самолет ТУ-104. 1963 год. Автор: Эммануил Евзерихин.
Самолет ТУ-104
1963 год
Евзерихин Эммануил Ноевич
Тушинский аэродром. 1966–1969 годы. Автор: Александр Стешанов. Москва.
Тушинский аэродром
1966 - 1969
Стешанов Александр
Без названия. 1967 год. Автор: Валентин Хухлаев.
Без названия
1967 год
Хухлаев Валентин Константинович
Аэропорт Домодедово. 9 июля 1967. Автор: Валентин Хухлаев. Московская область.
Аэропорт Домодедово
9 июля 1967
Хухлаев Валентин Константинович
Бортпроводница на трапе самолета «Аэрофлота». 1960-е. Неизвестный автор.
Самолет ТУ-134 на аэродроме. 1960-е. Автор: Всеволод Тарасевич.
Самолет ТУ-134 на аэродроме
1960-е
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Девушки-бортпроводницы. 1960-е. Автор: Всеволод Тарасевич. Алма-Ата.
Девушки-бортпроводницы
1961 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Стюардесса. 1960-е. Автор: Иван Шагин.
Стюардесса
1960-е
Шагин Иван Михайлович
Тамара Бейсенова – бортпроводница. 1961 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Алма-Ата.
Тамара Бейсенова – бортпроводница
1961 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Аэропорт Внуково. 1964 год. Автор: Евгений Умнов.
Аэропорт Внуково
1964 год
Умнов Евгений Петрович
Аэропорт Внуково. Август 1964 года. Автор: Евгений Умнов.
Аэропорт Внуково
август 1964
Умнов Евгений Петрович
«В любую погоду». 1960–1965 годы. Автор: Анатолий Морозов.
«В любую погоду»
1960 - 1965
Морозов Анатолий Павлович
В салоне самолета. 1960-е. Автор: Иван Шагин.
В салоне пассажирского самолета ТУ-104
1960-е
Шагин Иван Михайлович
«Работница машиностроительного завода города Кирова Мария Кузнецова в ожидании самолета задремала во Внуковском аэропорту». 1956–1965 годы. Автор: Всеволод Тарасевич.
Аэропорт Домодедово. 9 июля 1967 года. Автор: Валентин Хухлаев. Московская область.
Аэропорт Домодедово
9 июля 1967
Хухлаев Валентин Константинович
Женская сборная команда СССР по высшему пилотажу. 1972 год. Автор: Валентин Хухлаев. Москва.
Женская сборная команда СССР по высшему пилотажу
1972 год
Хухлаев Валентин Константинович
Аэропорт Рязанской области. 1960–1970 годы. Неизвестный автор. Рязанская область, Сапожковский район.
Аэропорт Рязанской области
1960 - 1970
Неизвестный автор
Встреча в аэропорту итальянской актрисы Джины Лоллобриджиды. 1973 год. Автор: Евгений Халдей. Москва.
Запорожский аэроклуб. 1977–1987 годы. Автор: П. Приходько. Запорожская область, Запорожский район, село Широкое.
Запорожский аэроклуб
1 января 1977 - 1 января 1987
Приходько П.
Первый реактивный самолет «ЯК-40» на Череповецком аэродроме. 30 июня 1982 года. Неизвестный автор.
Вид на Алтайские горы и облака из самолета рейса Усть-Кокса – Барнаул. 29 августа 1989 года. Автор: Владимир Карлов.
1/30
Вы посмотрели выставку «Небо. Самолет. Девушка»
Вам понравилось?
9 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Лидеры СССР за границей
Ленин не успел совершить ни одного официального зарубежного визита. Сталин был домоседом, лишь дважды он вынужденно покинул страну, приняв участие в Тегеранской (1943), а затем в Потсдамской (1945) конференциях. В заграничные турне ездил другой руководитель страны, второй после Сталина – Вячеслав Молотов, с именем которого связана советская международная дипломатия. Рекордсменом по числу заграничных визитов был Никита Хрущев – около 50 поездок. Анастас Микоян на одном из выступлений в узком кругу назвал себя и Хрущева «всемирными бродягами». Леонид Брежнев не отставал от предшественника, совершил десятки поездок, в которых «укреплял мир во всем мире» – и не только знаменитыми поцелуями. Короткие правления из-за старости и болезней сделали невозможными зарубежные поездки преемников Леонида Ильича: Юрий Андропов съездил только в Чехословакию, а Константин Черненко ни разу не покинул пределы страны. Восьмой и последний лидер Советского Союза Михаил Горбачев посетил десятки стран и практически всегда ездил с Раисой Максимовной.
Без фильтров. Любительская фотография Оттепели и 60-х
С 1920-х годов фотолюбители обязаны были объединяться в фотокружки. Индивидуальные занятия фотографией ради удовольствия исключались. Работой с фотолюбителями занималось Общество друзей советского кино (ОДСК): централизованно снабжало их фотоаппаратурой и материалами, организовывало выставки. Хочешь фотографировать – становись фотокором, публикуйся в печати. Журнал «Советское фото» за 1929 год писал: «Общественное применение фотографии является задачей каждого советского фотолюбителя». С приходом хрущевской оттепели фотолюбительство стало возвращаться и набирать обороты: снова можно было снимать просто для себя, без «фильтров» правильного отражения советской действительности и прочего официоза. Все фотографии – из личных архивов наших пользователей.
Гимназистки. Из воспоминаний Веры Федоровны Пановой
«В конце лета 1915 года я держала экзамены… и поступила в 1-й класс частной гимназии Любимовой. Помню экзамены: закон божий, русский (диктант), арифметика, география, языки французский и немецкий… Классы были как в теперешних школах, коридоры тоже. Только во втором этаже был большой зал, и в нем большая, во всю стену, картина – Христос, благословляющий детей. Каждое утро ученицы выстраивались шеренгами перед этой картиной-образом и пели молитвы. Хор был довольно слаженный, и петь нам нравилось. Пели мы "Царю небесный", "Спаси, Господи, люди твоя", еще что-то – я уж не помню… Учиться в гимназии мне и нравилось, и не нравилось. Нравилось, что учителя ко мне хорошо относились, что учение давалось легко, без надрыва. Нравился класс, он был хороший, дружный, без ябедничества, без ссор. Классную даму нашу Анну Аполлоновну мы не очень любили – за сухость и ворчливость, но, в общем, я шла в гимназию с охотой. …и все-таки гимназия мне мешала. Она мешала мне читать. Я тогда уже глотала множество книг, и мне не нравилось, что приходится откладывать интересное чтение для того, чтобы зубрить названия каких-то городов или решать задачу о путешественниках, идущих друг другу навстречу».
Небо. Самолет. Девушка
Фотороман для тех, кто любит летать.