Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Проект Дворца Советов архитектора Бориса Иофана, 1933 год, г. Москва. На Всесоюзный открытый конкурс, условия которого были опубликованы в газете «Известия» в 1931 году, было подано 272 проекта. Из них было принято 24 зарубежных проекта: 11 из США, 5 из Германии, 3 из Франции, 2 из Голландии и по одному из Швейцарии, Италии и Эстонии. Среди них были архитекторы, специально приглашенные на конкурс: Пельциг, Мендельсон и Гропиус из Германии, Перре и Ле Корбюзье из Франции, Лэмб и Урбан из США и Бразини из Италии. В начале 1932 года жюри конкурса присудило три первых премии проектам Бориса Иофана, Ивана Жолтовского и американского архитектора Гектора Гамильтона.Дворец Советов – неосуществленный строительный проект, работа над которым велась в 1930-е годы (в том числе строительство до 1941 года) и в 1950-е годы: административное здание, место сессий Верховного Совета СССР, празднеств. Должен был стать девятой, центральной и главной московской сталинской высоткой и самым высоким зданием мира. Архитекторы: Борис Иофан, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Строительство велось на месте взорванного 5 декабря 1931 года Храма Христа Спасителя.Выставки «Московский метрополитен. Будущее сегодня», «Борис Иофан – патриарх советской архитектуры» с этой фотографией.
Реконструкция улицы Горького, 1938 год, г. Москва. Ныне улица Тверская.Выставка «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
Укладка русла канала Москва – Волга, 1934 - 1937, Московская обл.. Выставка «Московский метрополитен. Будущее сегодня» и видео «Строительство канала Москва — Волга» с этой фотографией.
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 19 августа 1923 - 31 декабря 1923, г. Москва. Проходила в 1923 году. Была первой выставкой такого масштаба, проведенной на территории СССР. Предшественница ВСХВ-ВДНХ. Выставка была открыта 19 августа 1923 года. Место проведения - Воробьевы горы, территория, на которой сегодня располагаются Парк им. Горького и Нескучный сад. Выставка открылась на месте, где издавна существовали огороды москвичей, а при советской власти возникла гигантская свалка. На открытии присутствовал Анатолий Луначарский. Видео «"Фабрика счастья": Парку Горького — 90 лет», «80-летие ВДНХ. "Тотальная инсталляция"» и выставки «Московский метрополитен. Будущее сегодня», «СССР в 1923 году», «Под крылом самолета» с этой фотографией.
Готовый туннель метро, январь 1935, г. Москва. Видеовыставка «Открытие московского метро. Дворцы под землей», выставка «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
На эскалаторе московского метро, апрель - октябрь 1940, г. Москва. Выставки: «10 лучших фотографий Марка Маркова-Гринберга», «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
Иллюминация. Схема метро, 1932 год, г. Москва. Выставки «Москва праздничная», «Московский метрополитен. Будущее сегодня», «Неоновый свет» и видео «Открытие московского метро. Дворцы под землей» с этой фотографией.
Строительство первой линии Московского метрополитена имени Ленина. Бригада строителей на собрании, 1930-е, г. Москва. Видеовыставка «Открытие московского метро. Дворцы под землей», выставка «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
Академик архитектуры Иван Жолтовский, 1942 год. Видео: «Сухаревка. "Рафаэль и обжорная кухня"», «От Ильича до Никитсергеича. К 150-летию фотографа Моисея Наппельбаума», выставка «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
Майоликовые панно Евгения Лансере в переходе станции «Комсомольская» Московского метрополитена, 1957 - 1965, г. Москва.  Выставка «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
Станция метро «Динамо», 1950-е, г. Москва.  Выставка «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
Станция метро Маяковская, 15 апреля 1953, г. Москва.  Выставка «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
Перронный зал станции «Измайловская» Московского метрополитена, 1955 год, г. Москва. Прежние названия: Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина (1944–1948), Измайловская (1948–1963), Измайловский парк (1963–2005).Выставка «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
Станция метро Комсомольская, 2 февраля 1954, г. Москва. Выставка «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
Начальник участка Е. И. Соломатин и бригадир И. С. Ширенко проверяют установку мозаичного панно, 19 декабря 1953, г. Москва. Выставка «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
Станция метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии, 1953 год, г. Москва. Выставка «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
В переходе, 1998 год, г. Москва. Выставка «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
Учащиеся ремесленного училища на станции метро «Площадь Революции», 1940 год, г. Москва. Выставка «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
Московский метрополитен. Вестибюль станции метро «Площадь революции», 1968 год. Выставка «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
Установка панно на станции Киевская-кольцевая, 19 декабря 1953, г. Москва. Выставки: «Ни дня без стройки!», «Московский метрополитен. Будущее сегодня» с этим снимком.
Читатели в вагоне московского метро, 1970 год, г. Москва. Выставки: «Москва и москвичи», «Московский метрополитен. Будущее сегодня», видео «Андрей Сахаров – борец и гуманист» с этим снимком. 
В рамках реконструкции Москвы создавалось несколько знаковых объектов, которые должны были стать памятниками своей эпохи: существующий на уровне проекта Дворец Советов,
улица Горького,
Реконструкция улицы Горького
1938 год
Евзерихин Эммануил Ноевич
канал Москва – Волга,
Укладка русла канала Москва – Волга
1934 - 1937
Петрусов Георгий Григорьевич
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка и
метрополитен.
Готовый туннель метро
январь 1935
Шагин Иван Михайлович
Но если, глядя на грандиозную строительную площадку, было еще сложно представить себе «новую жизнь», то ее воплощение советский человек мог ощутить в метро.
На эскалаторе московского метро
апрель - октябрь 1940
Марков-Гринберг Марк Борисович
Московский метрополитен никогда не имел только утилитарное значение. Его создатели ставили перед Метростроем более грандиозные задачи.
Иллюминация. Схема метро
1932 год
Родченко Александр Михайлович
«Московский метрополитен выходит далеко за рамки обычного представления о техническом сооружении. Наш метрополитен есть символ строящегося нового социалистического общества… », – декларировал Лазарь Каганович 14 мая 1935 года на торжественном заседании, посвященном пуску Московского метрополитена.
Воплощать подобные идеи должны были авторитетные специалисты. Иван Жолтовский (на фото), Иван Фомин, Алексей Щусев, Константин Мельников и др., – представители разных художественных стилей, они создавали новые идеалы.
Академик архитектуры Иван Жолтовский
1942 год
Наппельбаум Моисей Соломонович
Темы, которые затрагивали авторы в художественном оформлении станций: труд первых метростроевцев (станция «Комсомольская» Сокольнической линии. Панно «В мастерской машиностроительной станции» (художник Евгений Лансере),
спорт (станция «Динамо». Керамические медальоны (скульптор Елена Янсон-Манизер), станция «Маяковская». Мозаичное панно «Прыжок к высоту» (художник Александр Дейнека),
Станция метро «Динамо»
1950-е
Неизвестный автор
тема неба (станция «Маяковская». Мозаичное панно «Чайки», «Прыжок с парашютом» (художник Александр Дейнека),
Станция метро Маяковская
15 апреля 1953
Хухлаев Валентин Константинович
война (станция «Партизанская». Скульптурная группа «Народные мстители», скульптура «Зоя Космодемьянская» (скульптор Матвей Манизер),
триумф русской национальной идеи (станция «Комсомольская» кольцевая. Мозаичное панно «Александр Суворов», «Александр Невский», «Триумф Победы» (художник Павел Корин),
Станция метро Комсомольская
2 февраля 1954
Хухлаев Валентин Константинович
единство России и Украины (станция «Киевская» кольцевая. Мозаичное панно «Дружба русских и украинских колхозников» (художники Александр Мызин, Григорий Опрышко, Александр Иванов),
будни советского человека (станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии. Панно «Детский сад»; станция «Новокузнецкая». Мозаичное панно «Строители», «Садоводы», «Авиаторы», «Лыжники» (художники Александр Дейнека, Владимир Фролов).
При всем многообразии используемых тем все было подчинено образу новой, будущей жизни. Монументальность построек, роскошь декораций оставляли почти благоговейное ощущение, а изображения людей формировали мифологему «нового человека».
В переходе
1998 год
Семин Александр
Так какими были персонажи «золотого века»? Кому принадлежало будущее, строящееся на глазах? Жители социалистической утопии – пышущие здоровьем умиротворенные люди. Особенно отчетливо это можно увидеть по внутреннему убранству станции метро «Площадь Революции».
Под арками-проходами установлено 76 бронзовых скульптур (всего их 80). Это пограничники с собаками, матросы, авиаторы, студенты. Все они значительно больше зрителя, что создает впечатление значительности и мощи каждой из них.
Глядя на всю эту нарядную сказочность и роскошь, реальный человек ощущал себя частью созданного мира. Казалось, без труда можно покорить природу, одолеть врага и найти новых товарищей. Работа представлялась легкой и радостной, тем более что после будет праздник и отдых в окружении «большой семьи».
Установка панно на станции Киевская-кольцевая
19 декабря 1953
Хухлаев Валентин Константинович
Посредством этой иллюзии пространство сооружения несло в себе черты почти сакрального характера. В противовес действительности московский метрополитен давал то самое ощущение новой лучшей жизни, наступившей уже сегодня.
Читатели в вагоне московского метро
1970 год
Умнов Евгений Петрович
1/21
Вы посмотрели выставку «Московский метрополитен. Будущее сегодня»
Вам понравилось?
10 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Николай Свищов-Паола. «Входите – я дома»
В первой половине дня Николай Иванович Свищов-Паола (1874–1964) снимал на заказ, а во второй – экспериментировал, стремясь выйти за рамки ординарного портрета. Он в совершенстве овладел всеми известными способами позитивного процесса: гуммиарабиком, карбро, бромойлем (простым и с переносом). Он изобрел метод печати на молочном стекле и фарфоре, что имело шумный коммерческий успех. Он делал портреты выдающихся современников – Сергея Есенина, Веры Холодной, Ивана Козловского, Василия Качалова. Редактор «Вестника фотографии» Кротков продал Свищову свое ателье «Паола» на Кузнецком мосту, которое Свищов сделал широко известным, из-за чего впоследствии к его фамилии «в народе» прибавилось «Паола». Когда пришло время оформлять новый паспорт, чиновник, не спрося фотографа, вписал в бланк двойную фамилию, закрепив ее за мастером уже официально. «Если отбросить от меня сейчас это "Паола", то я, наверное, уже не буду Свищов», – шутил позже фотограф. Свищов-Паола фотографировал до последнего дня своей жизни. Высокий, профессорского вида человек, он жил в центре Москвы, в начале Пушкинской улицы (нынешней Б. Дмитровки). На двери его квартиры всегда висела табличка «Входите – я дома» – и к нему ходили за советом фотокорреспонденты, молодые кинооператоры и фотолюбители-школьники.
Фотограф Роберт Диамент
В предвоенные годы Диамент фотографировал правительственные приемы, парады, подготовку перелета Михаила Громова в США (1937), строительство канала Москва—Волга (1937) и Большого Узбекского Тракта (1939—1940). Во время Великой Отечественной войны Диамент служил фотокорреспондентом газеты «Краснофлотец», а в июне 1942 года стал начальником фотобюро Политуправления Северного флота. Он сопровождал союзные конвои из Великобритании, вместе с летчиком отправлялся на самолетах-торпедоносцах на боевые задания, ходил в атаки с морской пехотой, был среди тех, кто освобождал советское Заполярье и Северную Норвегию. Диамент получил контузию, когда фотографировал залп главного калибра на одном из самых мощных кораблей Северного флота – линкоре «Архангельск». Он не мог закрыть ладонями оба уха – в правой руке он держал «Лейку». В результате у фотографа повредилась правая барабанная перепонка, частично лишив его слуха. Диамент награжден двумя орденами Красной Звезды (за участие в операции по переводу кораблей из Англии в Мурманск и за Петсамо-Киркенесскую операцию), орденом Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Советского Заполярья». После войны Диамент работал в журнале «Клуб и художественная самодеятельность», публиковался в «Огоньке», «Советском фото», «Здоровье», «Работнице», «За рулем», «Известиях». 1957 год отметился в его творческой карьере съемкой VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве. С 1967 года Диамент был постоянным участником и дипломантом Всесоюзных и зарубежных фотовыставок. Он и сам, совместно с Советским комитетом ветеранов войны и Советом ветеранов Северного флота, организовывал фотовыставки, выступал в школах и на Мурманском телевидении.
Юрий Абрамочкин. Гений фотоочерков
Основную часть своей 60-летней профессиональной деятельности Юрий Абрамочкин (1936–2018) посвятил работе в Агентстве печати «Новости» (бывшее Совинформбюро), параллельно сотрудничая с такими изданиями, как Life, Stern, Paris Match и др. В начале 1960-х сделал знаковую репортажную серию с Юрием Гагариным, которого снимал с 1961 по 1964 год. Он смог запечатлеть Гагарина не как «функцию», героя, но как человека: отдыхающим в смешной шляпе и солнечных очках на лавочке в Сочи в мае 1961-го. Абрамочкин входил в «кремлевский пул», снимал Хрущева, Брежнева, Рейгана, Горбачева, Ельцина, Лужкова, американских президентов Никсона и Буша-старшего, Елизавету II, Фиделя Кастро, Жака Ширака, Маргарет Тэтчер, Ясера Арафата и многих других политических деятелей. Метод работы фотографа описывал его коллега, корреспондент АПН Борис Алексеев: «Юрий Абрамочкин, работая с камерой, предпочитает или прямо, в открытую подходить к людям, или выступать в роли наблюдателя. Последнее означает, что он, оставаясь незамеченным, все же умеет установить контакт, стать одним из участников, действующих лиц события. И когда он нацеливает на кого-то объектив, это никому не мешает, никого не смущает и кажется всем совершенно нормальным». Абрамочкин является одним из 15 российских фотожурналистов, включенных в энциклопедию современных фотографов, опубликованную St. James Press в 1995 году.
Московский метрополитен. Будущее сегодня