Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Троицкая башня и Троицкий мост в Московском Кремле, 1 декабря 1957 - 31 декабря 1959, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Вид на Кремль и квартал Васильевской площади с Раушской набережной, 1898 - 1901, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Москва-река во время ледохода, 1931 год, г. Москва, Большой Москворецкий мост. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Вид на Большой Москворецкий мост, Московский Кремль, 1955 - 1965, г. Москва, Берсеневская набережная. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Храм Христа Спасителя и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмаках, 1880-е, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Вид Московского Кремля и Большого Каменного моста, 1957 - 1965, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Вид на Московский Кремль с Большого Каменного моста, 1955 - 1965, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Панорама Москвы с Вшивой горки, 1884 год, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Жилой дом на Котельнической набережной. Москва-река.  Большой Устьинский мост. Прогулочный речной теплоход «Москвич», 1955 - 1956, г. Москва. Выставки: «Москва и москвичи», «Мосты Москвы», видео «Лидия Смирнова. Эпизод из жизни» с этой фотографией.
Панорама строительства Большого Крымского моста, 1936 - 1938, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Панорама строительства Большого Крымского моста, 1936 - 1938, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Панорама строительства Большого Крымского моста, 1936 - 1938, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Крымский мост, 1960-е, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Москва-река и Новоспасский мост, 2 мая 1981 - 2 октября 1982, г. Москва. Фотография из архива Олега Линева.Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Бородинский мост, 1913 - 1919, г. Москва. Построен в 1911-1912 годах инженерами Николаем Осколковым, М. И. Щекотовым и архитектором Романом Клейном (при участии Алексея Чичагова) как памятник Бородинскому сражению, к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Перестроен в 1952 и 1999-2001 годах с заменой несущих пролетов, расширением и надстройкой опор.Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Бородинский мост, 1980-е, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Старый Краснолужский мост через Москву-реку, 1920-е, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Перевозка катера «Надежда» с верфи Штарка на станцию «Воробьевы Горы» Окружной железной дороги, 1916 год, г. Москва. Сергиевский железнодорожный мост. В 1917 году переименован в Андреевский.Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Демонтаж Андреевского моста, 1999 год, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Перенос моста, май 1999, г. Москва. Фото № 4. Пушкинский (Андреевский) мост построен в 1999 году с использованием конструкций старого Андреевского моста, построенного в 1905–1907 годах по проекту инженеров Лавра Проскурякова, Петра Каменцева и архитектора Александра Померанцева. Был перемещен на новое место в связи со строительством Третьего транспортного кольца.Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Перенос моста, май 1999, г. Москва. Фото № 1. Пушкинский (Андреевский) мост построен в 1999 году с использованием конструкций старого Андреевского моста, построенного в 1905–1907 годах по проекту инженеров Лавра Проскурякова, Петра Каменцева и архитектора Александра Померанцева. Был перемещен на новое место в связи со строительством Третьего транспортного кольца.Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Перенос моста, май 1999, г. Москва. Фото № 2. Пушкинский (Андреевский) мост построен в 1999 году с использованием конструкций старого Андреевского моста, построенного в 1905–1907 годах по проекту инженеров Лавра Проскурякова, Петра Каменцева и архитектора Александра Померанцева. Был перемещен на новое место в связи со строительством Третьего транспортного кольца.Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Дворцовый мост на Яузе, 1921 год, г. Москва. Построен в 1777 году по проекту архитектора Семена Яковлева на месте прежнего деревянного Солдатского моста. До 1940 года мост назывался Дворцовым, ныне – Лефортовский. Фотооткрытка из серии «Уходящая Москва», которую издавала Трудовая артель по изданию художественных иллюстраций «Миф». По материалам Мосгубмузея.Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Лефортовский мост, 1980-е, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Вид с Костомаровского моста на Спасо-Андроников монастырь, 2 мая 1981 - 4 сентября 1982, г. Москва. Фотография из архива Олега Линева.Выставки: «Без фильтров–3. Любительская фотография 80-х», «Мосты Москвы» с этим снимком.
Река Яуза и Андроников виадук, май - июнь 1967, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Симонов монастырь, 1910 год, г. Москва. В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место. После установления советской власти в 1920 году был упразднен. В 1923 году в монастыре был учрежден музей, просуществовавший до 1930 года. В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также упразднено кладбище. На месте снесенных построек в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.Выставки: «ЗИЛ: осталась только легенда», «Мосты Москвы» с этой фотографией.
Садовнический мост, февраль 1994, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Вид на Пятницкую улицу от Чугунного моста, 11 июня 1972, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Мостик в Замоскворечье, февраль 1994, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Мост Победы, 1945 - 1955, г. Москва. Один из первых памятников Победы в Москве. Строительство началось во время Великой Отечественной войны в 1943 году. Архитектор - Дмитрий Чечулин, скульптор - Николай Томский. В 1960—1961 годах мост был значительно реконструирован. Проезжая часть была расширена до четырёх полос движения в каждом направлении. Авторы нового проекта моста — инженер И. Ю. Аршавский и архитектор Константин Яковлев.Видео «Борис Игнатович», выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией.
Троицкий мост – старейший сохранившийся каменный мост Москвы. Построен в 1516 году по проекту итальянского архитектора Алевиза Фрязина. Мост был проложен через реку Неглинную, которую в XIX веке спрятали в подземный коллектор. На этом месте разбили Кремлевские сады.
Троицкая башня и Троицкий мост в Московском Кремле
1 декабря 1957 - 31 декабря 1959
Смирнов-Русецкий Борис Алексеевич
Большой Москворецкий мост. На фото конца XIX века мост уже с металлическими пролетами конструкции инженера Аманда Струве. С XV века на этом месте стоял наплавной мост. В XVII веке построили деревянный свайный мост.
На фото – Москва-река во время ледохода. Большой Москворецкий мост. 1931 год. Неизвестный автор.
Москва-река во время ледохода
1931 год
Неизвестный автор
Современный мост открыт в 1938 году, авторы проекта – архитекторы Алексей Щусев и Патвакан Сардарьян, инженер В. Кириллов. На фото – Вид на Большой Москворецкий мост, Московский Кремль. 1955–1965 годы. Автор: Иван Шагин.
Большой Каменный мост. В 1859 году на месте старого Каменного моста построили новый. Он был трехпролетный, с металлическими фермами. Простоял до середины 1930-х годов. На фото – Храм Христа Спасителя и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмаках. 1880-е. Неизвестный автор.
В 1938 году ниже по течению открыли современный Большой Каменный мост. Архитекторы: Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус, инженер: Н. Калмыков. На фото – Вид Московского Кремля и Большого Каменного моста. 1957–1965 годы. Автор: Иван Шагин.
На ограде моста можно найти Герб Москвы, введенный в 1924 году и просуществовавший до 1993 года. А на обороте титульной страницы российского паспорта изображена панорама Кремля именно с Большого Каменного моста.
Большой Устьинский мост. Старый мост, предшественник современного, был построен в 1881 году. На фото – Панорама Москвы с Вшивой горки. 1884 год. Неизвестный автор.
Панорама Москвы с Вшивой горки
1884 год
Неизвестный автор
В 1938 году инженером Владимиром Вахуркиным при участии архитекторов Георгия Гольца и Д. Соболева был сооружен новый мост. В одном из пролетов – шесть арок из специально разработанной стали для Дворца Советов.
Крымский мост. Единственный висячий мост через Москва-реку. Строился в 1936–1938 годах по проекту архитектора Александра Власова и инженера Бориса Константинова взамен старого. На фото – Панорама строительства Большого Крымского моста. 1936–1938 годы. Автор: Александр Устинов.
Панорама строительства Большого Крымского моста
1936 - 1938
Устинов Александр Васильевич
На фото – Панорама строительства Большого Крымского моста. 1936–1938 годы. Автор: Александр Устинов.
Панорама строительства Большого Крымского моста
1936 - 1938
Устинов Александр Васильевич
На фото – Панорама строительства Большого Крымского моста. 1936–1938 годы. Автор: Александр Устинов.
Панорама строительства Большого Крымского моста
1936 - 1938
Устинов Александр Васильевич
Цепи сделаны из стали типа «ДС» («Дворец Советов»), выплавленной специально для строительства так и не возведенного Дворца Советов. На фото – Крымский мост. 1960-е. Автор: Валентин Хухлаев.
Крымский мост
1960-е
Хухлаев Валентин Константинович
Новоспасский мост. Название получил в честь расположенного рядом Новоспасского монастыря. В основе нынешнего моста – опоры стального Новоспасского моста, построенного в 1911 году. На фото – Москва-река и Новоспасский мост. 1981–1982 годы. Автор: Олег Линев.
Москва-река и Новоспасский мост
2 мая 1981 - 2 октября 1982
Линев Олег Иванович
Бородинский мост. На фото – мост, построенный к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Въезды на мост были декорированы с одной стороны обелисками, с другой – закругленными колоннадами.
Бородинский мост
1913 - 1919
Неизвестный автор
В 1952–1953 годах мост был расширен. На фото – Бородинский мост. 1980-е. Автор: Николай Рахманов.
Бородинский мост
1980-е
Рахманов Николай Николаевич
Фото 1920-х годов, в это время мост носил название Краснолужского. До революции мост на этом месте назывался Мостом Императора Николая II, в 2002 году – Лужнецким (Новым Краснолужским мостом). В 2001 году современный Лужнецкий мост построили на опорах, на которых стоял старый Краснолужский мост.
Старый Краснолужский мост через Москву-реку
1920-е
Гринберг Александр Данилович
Андреевский железнодорожный мост. Построен по проекту инженера Лавра Проскурякова и архитектора Александра Померанцева. Они же отвечали и за Краснолужский мост. Первоначально мост назывался Сергиевским, в память о московском генерал-губернаторе великом князе Сергее Александровиче.
С использованием основных конструкций старого Андреевского моста в 1999 году был построен Андреевский (Пушкинский) пешеходный мост. Со стороны Пушкинской набережной (Нескучного сада) сохранена табличка с историей моста. На фото – Демонтаж Андреевского моста. 1999 год. Автор: Валерий Усманов.
Демонтаж Андреевского моста
1999 год
Усманов Валерий
Перенос моста. Май 1999 года. Автор: Виталий Белый.
Перенос моста
май 1999
Белый Виталий Павлович
Перенос моста. Май 1999 года. Автор: Виталий Белый.
Перенос моста
май 1999
Белый Виталий Павлович
Перенос моста. Май 1999 года. Автор: Виталий Белый.
Перенос моста
май 1999
Белый Виталий Павлович
Лефортовский мост в Москве. До 1940 года назывался Дворцовым. Архитектор – Семен Яковлев. Построен в XVIII веке. На фото – Дворцовый мост на Яузе. 1921 год. Неизвестный автор.
Дворцовый мост на Яузе
1921 год
Неизвестный автор
В 1940 году мост реконструировали: он стал длиннее и почти вдвое шире. На фото – Лефортовский мост. 1980-е. Автор: Николай Рахманов.
Лефортовский мост
1980-е
Рахманов Николай Николаевич
Андроников виадук. Мост построен в 1865 году для Нижегородской (ныне Курской) железной дороги.
Вид с Костомаровского моста на Спасо-Андроников монастырь
2 мая 1981 - 4 сентября 1982
Линев Олег Иванович
Можно увидеть небольшие балкончики – консоли смотровых ходов, через которые выведены водостоки. На фото – Река Яуза и Андроников виадук. Май – июнь 1967 года. Автор: Борис Смирнов-Русецкий.
Река Яуза и Андроников виадук
май - июнь 1967
Смирнов-Русецкий Борис Алексеевич
Симоновский мост. Построен в 1893–1894 годах. Мост был плашкоутным – это плавучий мост, опирающийся на плоскодонные суда. В 1930-е уже не существовал. На фото – Симонов монастырь. 1910 год. Неизвестный автор.
Симонов монастырь
1910 год
Неизвестный автор
Садовнический мост. В основе этого моста – трубы теплотрассы, связывающей Замоскворечье с тепловой электростанцией ГЭС-1 на Раушской набережной. Проложить трубы по дну оказалось дорого, поэтому их пустили над каналом таким необычным способом.
Садовнический мост
февраль 1994
Абаза Александр Борисович
Чугунный мост. Нынешний мост – пятый на этом месте. Имя осталось от 3-го моста, построенного в 1835 году. На фото – Вид на Пятницкую улицу от Чугунного моста. 11 июня 1972 года. Автор: Владимир Сергиенко.
Вид на Пятницкую улицу от Чугунного моста
11 июня 1972
Сергиенко Владимир Петрович
Малый Москворецкий мост. Первоначальное название – «Новый Чугунный мост». Стоит на одной оси с Большим Москворецким мостом. Построен в 1937 году. Одна из особенностей: ширина больше его протяженности.
Мостик в Замоскворечье
февраль 1994
Абаза Александр Борисович
Мост Победы. Мост начали строить в 1943 году. В 1960–1961 годах путепровод расширили. В северной части – статуи воинов мужчины и женщины, в южной части – композиции «Слава русскому оружию».
Мост Победы
1945 - 1955
Игнатович Борис Всеволодович
1/31
Вы посмотрели выставку «Мосты Москвы»
Вам понравилось?
5 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Мосты Москвы
Практичные сооружения, располагающие к сентиментальности в большом городе.