Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Ярославский вокзал в дни коронации Николая II, май 1896, г. Москва. В 1902–1904 годах архитектором Федором Шехтелем к старому зданию вокзала был пристроен новый фасад с залом ожидания.Выставки: «Москва праздничная», «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком. 
Железнодорожный вокзал Ярославля, 1961 год, г. Ярославль. Выставка «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком. 
Городской пейзаж с Царевской церковью, 1900-е, Вятская губ., г. Вятка. Город Вятка переименован в Киров в 1934 году.Видео «К 180-летию фотографии. Эпизод V: "Аристотипные бумаги"», выставки «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном», «Хлынов – Вятка – Киров» с этой фотографией.
Железнодорожный мост через реку Каму, 1904 год, г. Пермь. Строительство Камского железнодорожного моста началось в 1897 году. В 1919 году отступающими войсками Колчака часть моста была разрушена. В 1920 году движение по восстановленному Камскому мосту было открыто. Мост сохранился до настоящего времени в перестроенном виде.Выставка «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком. 
Линия железной дороги и перевальный столб на высоте 3500 футов, 1903 год, Уфимская губ., Златоустовский у., г. Златоуст. Серия почтовых карточек «Урал», №16. Всемирный почтовый союз. Россия. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко. Столб, отмечающий границу между Европой и Азией, был установлен в 1892 году рядом со станцией Уржумка Самаро-Златоустовской железной дороги.Выставка «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком. 
Вокзал в Екатеринбурге после взятия города частями Сибирской армии и Чехословацкого корпуса, 1918 год, г. Екатеринбург. Выставки: «Революция и Гражданская война»,  «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном», видео «Николай Романов», «Цесаревич Алексей: неразгаданное детство» с этой фотографией.
Церковная площадь Миасского завода. Петропавловская церковь, главный храм города, 1900 год, Оренбургская губ., Челябинский у., г. Миасс. Каменное здание церкви было построено в 1815 году. Снесено в 1937 году.Выставка «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком. 
Отправка партии рабочих на постройку Сибирской железной дороги, 1892 - 1898, г. Курган. Выставка «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком. 
Здание старого вокзала, 1 мая 1950 - 1 июля 1959, г. Тюмень. Фотография из архива Игоря Самсонова.Выставка «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком. 
«Привет из Омска», 1934 год, г. Омск. Выставки: «Почтовые открытки», «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком.
Вокзал. Поезд № 707 «Новосибирск – Ташкент», 1 октября 1966 - 30 марта 1967, г. Новосибирск. Было сильное землетрясение в Ташкенте, и мои родители из Украины поехали срочно помочь восстановлению инфраструктуры города и узбекского жилого фонда как строители (отец – руководящее военное звено и мама – финансово-экономическое звено обеспечения помощи). Некоторое время я жила с бабушкой Ниной Степановной Курушиной в ее квартире в Новосибирске. Затем мама и папа заехали и забрали меня с ними, увезя в Ташкент-Сергели в Узбекистан. Мы стоим на вокзале в Новосибирске, ждем отправления поезда и сделали фотки на память. Место съемки – станция Новосибирск-Главный.  Выставки: «Без фильтров. Любительская фотография Оттепели и 60-х», «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком.
На столбах близ Красноярска, 1890-е, Енисейская губ.. Ныне Красноярский край.Выставка «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком. 
Железнодорожный вокзал, 1965 год, г. Иркутск. Выставки «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» и «Иркутск» с этой фотографией.
Ледокол «Байкал» на пристани Танхой, сентябрь 1904, Иркутская губ.. Кругобайкальская железная дорога.Выставка «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» и видео «Владимир Обручев. Писатель-фантаст и академический ученый» с этой фотографией.
Кругобайкальская железная дорога, 1900-е, Иркутская губ.. Выставка «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком. 
Кругобайкальская железная дорога, 1900-е, Иркутская губ.. Выставка «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком. 
Митинг в Верхнеудинске, 1918 - 1923, г. Верхнеудинск. Сейчас – Улан-Удэ.После 1917 года Верхнеудинск – центр Прибайкальской губернии; в апреле – октябре 1920 года – столица Дальневосточной республики (ДВР); с 30 мая 1923 года – столица Бурят-Монгольской АССР.Выставка «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком. 
Забайкальская железная дорога, 1890-е, г. Чита. Выставка «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком. 
Памятник графу Николаю Николаевич Муравьеву-Амурскому, июнь - декабрь 1891, г. Хабаровск. С 1880 года – город Хабаровка, 2 ноября (21 октября по старому стилю) 1893 года город был переименован в Хабаровск.Открытие памятника состоялось 11 июня (30 мая по старому стилю) 1891 года. Автор проекта – Александр Опекушин.Выставки «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном», «Хабаровск» с этой фотографией.
«Владивосток – город», 1971 - 1979, г. Владивосток. Из серии «Сихоте-Алинь. Японское море».Выставка «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком. 
Поставщик шпал для железной дороги Ознобишин, 1890-е, г. Нижний Новгород. Выставка «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком. 
Групповой портрет железнодорожников, 1910-е. Выставки: «История страны под стук колес», «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном» с этим снимком.
Москва, 0 км. Ярославский вокзал. В 2001 году в ознаменование 100-летия Транссибирской магистрали на Ярославском вокзале установили памятный столб «Нулевой километр». На другом конце Транссиба, во Владивостоке, находится аналогичный километровый столб 9288.
Ярославль, 282 км. Историческое название магистрали – Великий сибирский путь. Указ о закладке был издан в 1891 году. Это самая протяженная двухпутная и полностью электрифицированная железная дорога в мире.
Железнодорожный вокзал Ярославля
1961 год
Садовников Юрий Николаевич
Киров, 956 км.
Городской пейзаж с Царевской церковью
1900-е
Лобовиков Сергей Александрович
Пермь, 1434 км. Камский мост был открыт в 1899 году. Сохранилась запись об испытании моста: «Машинист был избран по желанию и опытный человек. Под мост поставили главного строителя для смелости машинисту. Три раза пробежал поезд вперед и обратно. Машинисту награда была – одна тысяча рублей».
Железнодорожный мост через реку Каму
1904 год
Неизвестный автор
Гранитный обелиск «Европа – Азия» создан в 1892 году в память о завершении Западно-Сибирского участка Транссибирской железнодорожной магистрали.
Екатеринбург, 1814 км. Во время Гражданской войны железнодорожное полотно было значительно повреждено. Магистраль ввиду ее значимости быстро восстановили.
Самый первый, исторический участок магистрали начали строить со станции Миасс Челябинской области.
Отправка партии рабочих на постройку Сибирской железной дороги. 1892–1898 годы. Автор: Алексей Кочешев.
Тюмень, 2139 км. При строительстве дороги отказались от иностранных инвестиций. «Сибирская железная дорога, это великое народное дело, должна осуществляться русскими людьми и из русских материалов».
Здание старого вокзала
1 мая 1950 - 1 июля 1959
Самсонов Иосиф Никитович
Омск, 2711 км.
«Привет из Омска»
1934 год
Неизвестный автор
Новосибирск, 3336 км. Город возник в результате проведения железной дороги в 1893 году.
Вокзал. Поезд № 707 «Новосибирск – Ташкент»
1 октября 1966 - 30 марта 1967
Неизвестный автор
Красноярск, 4098 км. Город стоит на полпути между Новосибирском и Иркутском на реке Енисей.
На столбах близ Красноярска
1890-е
Томашкевич И. Р.
Иркутск, 5185 км.
Паромная переправа на Байкале была задумана как временная мера для обеспечения сквозного движения по Транссибу до окончания строительства Кругобайкальской железной дороги. Ледокол «Байкал» (на фото) перевозил вагоны, пассажиров и грузы. Путь занимал 17 часов.
Ледокол «Байкал» на пристани Танхой
сентябрь 1904
Неизвестный автор
Кругобайкальская дорога. Самый трудный участок магистрали. Возводили в последнюю очередь. Из-за огромных финансовых затрат ее называют «Золотой пряжкой стального пояса России».
Кругобайкальская железная дорога
1900-е
Неизвестный автор
Кругобайкальская дорога.
Кругобайкальская железная дорога
1900-е
Неизвестный автор
Улан-Удэ, 5641 км.
Митинг в Верхнеудинске
1918 - 1923
Неизвестный автор
Чита, 6198 км.
Хабаровск, 8523 км. О необходимости строительства железной дороги говорил еще генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьев-Амурский. Проекты отклоняли из-за дороговизны. Идея начала воплощаться спустя 30 лет, уже после его смерти. На фото – памятник графу в Хабаровске.
Владивосток, 9289 км. Официально строительство Великой сибирской дороги началось в районе Куперовской пади Владивостока, когда наследник престола цесаревич Николай Александрович отвез тачку земли на полотно дороги, а после заложил камень в основание железнодорожного вокзала.
«Владивосток – город»
1971 - 1979
Ловков Спартак Яковлевич
Поставщик шпал для железной дороги Ознобишин. 1890-е. Автор: Максим Дмитриев. Нижний Новгород.
Поставщик шпал для железной дороги Ознобишин
1890-е
Дмитриев Максим Петрович
Групповой портрет железнодорожников. 1910-е. Неизвестный автор.
1/22
Вы посмотрели выставку «Транссибирская магистраль: вся Россия за окном»
Вам понравилось?
14 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Фотографии Якова Рюмкина
Яков Ильич (Израилевич, Израилович) Рюмкин (1913–1986). Попасть в мир фотожурналистики Рюмкину помог случай. В подростковом возрасте Яков подрабатывал чисткой ботинок у подъезда редакции харьковской газеты «Вечернее радио». Знакомство с работниками редакции привело к тому, что в 1928 году 15-летним юношей он начал свою трудовую деятельность в качестве курьера, разносчика газет. За несколько лет Рюмкин прошел путь до помощника и ученика фоторепортера и к началу 1930-х уже был штатным фотокорреспондентом газеты. Несмотря на то что довоенный архив фотографа утерян, известно, что к началу Великой Отечественной войны Рюмкин был уже достаточно известным репортером, занимавшимся съемкой партийных руководителей, полярников, ударников, людей искусства, моряков, колхозников. Великую Отечественную он прошел корреспондентом газеты «Правда». В послевоенные годы Рюмкин печатался в газетах «Труд», «Советская Россия», «Правда», в журналах «Огонек», «Советский Союз», «Сельская новь», сотрудничал с издательством «Колос». «Как-то художники Кукрыниксы сделали дружеский шарж: Яков Рюмкин с фотоаппаратом, у которого вместо объектива человеческий глаз. Он очень зорок и проницателен, этот глаз, и способен подметить в действительности яркие, неповторимые мгновения, которые дано увидеть не каждому», — писал о Рюмкине военный журналист Сергей Борзенко. В выставку вошли фотографии, сделанные Яковом Рюмкиным в 1950-е и 1960-е годы.
Транссибирская магистраль: вся Россия за окном
Транссибирская магистраль соединяет Москву с крупными городами в Сибири и на Дальнем Востоке. 9288,2 километров, 7 часовых поясов, неделя пути.