Дворник на проспекте Ленина.
1968 год.
«Наверное, его знал весь Тбилиси».
Дворник на проспекте Ленина
1968 год
Интеллигентка.
1968 год. Грузинская ССР. «Сразу видно, что не ткачиха с фабрики, а "потомок". Чувство собственного достоинства, презрение к тяготам жизни при "этой власти" – вот что такое грузинская женщина. Так тогда показалось автору».
Интеллигентка
1968 год
Бабушка и внучек.
1968 год. «Вот так и растут "крепкие грузинские парни"».
Бабушка и внучек
1968 год
«Серьезное дело».
1969 год. Ярославль. «Эти уж точно ничего и никого вокруг не замечали, не то, что фотографа!»
«Серьезное дело»
1969 год
«Солянка сверху».
Март 1969 года. Москва. «Начало весны. Малая родина автора – Большой Ивановский переулок».
«Солянка сверху»
март 1969
С работы.
1969 год. Москва. «Общественный транспорт вечером, все едут домой».
С работы
1969 год
Дочь рыбака.
1970 год. Карельская АССР, Кенозеро. «Снимок врасплох. А потом, когда она увидела, что ее снимают – улыбнулась и приосанилась. Но это – уже второй кадр».
Дочь рыбака
1970 год
Улица Фонтанка.
1970-е. «Ленинград. Ошеломление городом, который весь не "снаружи", как Москва, а "внутри"».
Улица Фонтанка
1970-е
«Глава семьи».
1970 год. Москва.
«Прикидываешься, что сломался аппарат, и снимаешь "в упор". А иначе нельзя – "шпион" и все – как положено».
«Глава семьи»
1970 год
Во дворе на Литейном.
1970-е. Ленинград. «Странный это город, особенно для москвича, когда в первый раз!»
Во дворе на Литейном
1970-е
Баскетбол.
1970-е. Москва. «Двор на Пятницкой улице. Это они стул-корзину прилаживают к стене. Во всех дворах так играли. Потом старые стулья и дворы кончились, а в команды мастеров стали приглашать американцев».
Баскетбол
1970-е
Колбасный магазин.
1970-е. Москва. «Знаменитый колбасный "микояновский" магазин, куда съезжались со всех вокзалов. Несколько часов в очереди, и сырокопченое счастье – в руках. Теперь колбасы полно, а магазин торгует одеждой».
Колбасный магазин
1970-е
Ленинградская Венера.
1970-е. «Яша Цукерман, потом легендарный издатель первой еврейской газеты "Народ мой", завел автора в какой-то двор и сказал: "Смотри!", а сам уселся на ящик отдохнуть. Чего еще желать!»
Ленинградская Венера
1970-е
Коренные москвичи.
1970-е. «Набережная "канавы", протоки Москва-реки. Это Балчуг, где стояла старая дешевая гостиница. Снесли, теперь там "5 звезд"».
Коренные москвичи
1970-е
Механик Юлий Иванов.
1970-е. Москва. «Этот человек умел все – от починки электронного микроскопа до изготовления горнолыжного подъемника. В 80-х умер от гангрены сосудов, не дождавшись очереди на операцию».
Механик Юлий Иванов
1970-е
Мостик.
1970-е. Московская область. «Идешь на воскресную прогулку по лесам, а тебе – бац! Туман, фигуры, изгиб дороги… А потом всю жизнь и живешь с этой картинкой».
Мостик
1970-е
Лошади. 1970 год. Карельская АССР. «Эти их лошадиные разговоры "о главном"».
Лошади
1970 год
Кухонная дискуссия. Валера Баумштейн, Боря Гусев, Эдя Аргал.
1960-е. «При бутылках было четверо, я отошел – снимать. Все выпито и съедено, пора и о главном поговорить. Московская кухня в действии. В рюмках и тарелках прекрасно ощущается меню».
Сапожница. 1971 год. «Мастерская у вокзала, где было гетто. Автора застукали: "Это шпион!" Разобрались. "Нет, у шпионов не бывает часов "Победа" – это возразил тот, кто в носках. Умный человек, сразу видно. Отпустили».
Сапожница
1971 год
«Валера».
1971 год. «Лица практически не видно. Но характер – весь ощущается. Не всегда нужно все детали, – блеск зрачков там, складка губ. Для ощущения – не обязательно. Это же не паспортный стол или глянцевый журнал».
«Валера»
1971 год
Женские судьбы. 1972 год. «А вот им в нашей "богоспасаемой" – труднее всего».
Женские судьбы
1972 год
Чайхана.
1972 год. «Никогда не знаешь – перед тобой действительно мудрец, или на Востоке у всех стариков такие спокойные и значительные лица? В России все видно сразу».
Чайхана
1972 год
Капитан в Новгороде.
1977 год. «Почему они все какие-то очень надежные, а?»
Капитан в Новгороде
1977 год
В метро.
1977–1979 годы. «Где хорошо думать о своем – так это в метро. Шум, никому ты не нужен, все заняты собой».
В метро
1977 - 1979
Мастер. 1978 год. «Есть еще и литература, дело это серьезное, а при непомерной близорукости – отчасти и героическое. Но это – на наш взгляд. Для него – это просто жизнь».
Мастер
1978 год
Бабушка и внучка.
1980 год. «Москва. Метро. Каждая в "себе", и обе – вместе».
Бабушка и внучка
1980 год
Арбатский переулок.
1960-е. Москва. «Теперь таких двориков уже не увидать. Застроили и заселили – сначала цековскими, а потом и "новыми русскими". Москва терпит».
Арбатский переулок
1960-е
Комната холостяка.
1960-е. «Мама уехала отдыхать, убирать неохота».
Комната холостяка
1960-е
«Бдящее око».
1960-е. Москва.
«Наблюдает и все про всех знает. Комната была устроена из подворотни дома № 1/2. "Всюду жизнь!"»
«Бдящее око»
1960-е
Читающий народ.
1960-е. Москва. «Метро. А где же еще читать – не дома же, в коммуналках! Тем более, свежие газеты – например, что нового на Пленуме ЦК КПСС!»
Читающий народ
1960-е
Автопортрет.
1962 год.
Автопортрет
1962 год
«Три товарища».
1962 год. Москва. «Все жили в коммуналках, а судьбы этих трех все равно угадываются. Интересно, как все повернулось на самом деле».
«Три товарища»
1962 год
Ночное кафе.
1962 год. Москва. «Только в молодости, увидев силуэты вечеринки за стеклом в каплях, можно бежать через весь город за фотоаппаратом и штативом, мокнуть ночью, порвать пленку при перемотке и все-таки отпечатать последний кадр».
Ночное кафе
1962 год
Семечки.
1963 год. Москва. «Рынок на площади Павелецкого вокзала. Потом там был сквер с камнем в честь Паровоза, который вез Ленина. Скоро опять будет, но не просто рынок, а "многофункциональный, понимаешь, торговый центр". Без всяких, там, семечек».
Семечки
1963 год
Новый год в НИИ.
1963 год. Москва. «Тогда и небо было голубее, и девушки красивее и моложе. Теперь вообще-то так же, но только не для нас!»
Новый год в НИИ
1963 год
Двор на Пятницкой.
1963 год. Москва. «Один из самых моих ранних снимков подворотен. Как–то я снял ту же подворотню. Ничего не изменилось, лужа на месте, только дерево из деревца превратилось в деревище. Я тоже не помолодел, все идет правильным путем».
Двор на Пятницкой
1963 год
Двор на Трубной площади.
Ноябрь 1964 года. Москва. «Ноябрьские праздники. Обглоданные временем кирпичи московского центра. Дворы. Нищета. Но – молодость, хорошее время!»
Двор на Трубной площади
ноябрь 1964
Полдень в Ростове.
1965 год. «А женщины все куда-то спешат. На них все и держится».
Полдень в Ростове
1965 год
Ростовские купола.
1965 год. «Время неподвижно, мужики тоже. Купола – вечны».
Ростовские купола
1965 год
Зонтики.
1965 год. Москва. «Снимать через капли лобового автобусного стекла – не было фотографа, который бы устоял и не снял. А дальше – "как карта ляжет"».
Зонтики
1965 год
1/40
Другие фотовыставки
Фотограф Михаил Дашевский (1935–2021)
В 1958 году Михаил Аронович Дашевский окончил гидротехнический факультет в Московском инженерно-строительном институте им. В. В. Куйбышева (сейчас – НИУ МГСУ). Недолго работал на строительствах Сталинградской и Братской ГЭС, в течение сорока лет был научным сотрудником в строительном НИИ в Москве. «Я снимаю не события, а жизнь. Если удается уловить саму жизнь – не когда что-то происходит, а когда вообще ничего не происходит. Например, кто-то проводит время сам по себе, о чем-то задумавшись, или просто куда-то идет, то получается достоверно, без фальши. Поэтому мой жанр все же документальный, но импрессионизм – ведь меня это впечатлило, и я делюсь своим впечатлением». Под каждой фотографией в выставке – комментарий автора.