Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Шорцы, 1989 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Эльбеза. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Шорки с балалайкой, 1982 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставки «Большой мир малого народа», «СССР в 1982 году» и видео «Байка о балалайке» с этой фотографией. 
Шорские дети и студент исторического факультета КемГУ, 1982 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. КемГУ – Кемеровский государственный университет. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Усадьба шорской семьи, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Ближний Кезек. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Одаг, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Дальний Кезек. Одаг – свадебный шалаш шорцев, в котором молодожены должны были провести три дня.В одаг не приносили старые предметы обихода и одежду, боясь, что с ними может проникнуть злой дух – айна. При помощи огнива, жених должен был развести костер в одаге, большое значение имела скорость, с которой новобрачный высечет искру – быстрый результат сулил новобрачным благополучную семейную жизнь, а по количеству ударов о камень, определяли, сколько у новоиспеченного мужа будет жен.Покидая свадебную юрту, молодые супруги при помощи тлеющих поленьев из догорающего очага поджигали ее. Сожжение одага имело глубокий сакральный смысл в свадебной церемонии шорцев. Огонь преграждал дорогу злому духу айна, не позволяя ему последовать за молодоженами.Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Жилой дом, 1988 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Ближний Кезек. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Срубная хозяйственная постройка – амбар под двухскатной крышей, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Старая кузница, август 1988, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Ближний Кезек. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Навес из жердей на охотничьем стане, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Сборы на охоту, 1989 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Ближний Кезек. Выставки «Большой мир малого народа» и «Традиционные занятия шорцев» с этой фотографией.
Запруда на реке. Ящик «ашпар» для ловли рыбы, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Баня «мылча», 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Турла. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Природа Горной Шории, 1991 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Земледельческое орудие «озуп», 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставки «Большой мир малого народа» и «Традиционные занятия шорцев» с этой фотографией.
Орехово-промысловый стан, 1988 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставки «Большой мир малого народа» и «Традиционные занятия шорцев» с этой фотографией.
Пасека, 1988 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставки «Большой мир малого народа», «Традиционные занятия шорцев» и «Пчелы и ульи» с этой фотографией. 
Уборка ячменя, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Дальний Кезек. Выставки «Большой мир малого народа» и «Жизнь шорских женщин» с этой фотографией. 
Крупнорогатый скот в загоне. Шорская девушка доит корову. Утренняя дойка, 1990 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставки «Большой мир малого народа» и «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!» с этой фотографией.
Шорец садится на коня, 1990 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Российским законодательством шорцы относятся к числу коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Шорцы
1989 год
Кимеев Валерий Макарович
Сами себя шорцы называют «татар-кижи». Их язык относится к тюркскому и делится на два диалекта. По-шорски, с большой примесью русских слов, даже в семьях сельских шорцев, говорит не более 50 %, остальные общаются между собой обычно на русском.
Шорки с балалайкой
1982 год
Кимеев Валерий Макарович
Родной разговорный язык продолжает бытовать только в некоторых шорских семьях, в отдаленных таежных поселках.
Шорцы жили небольшими селениями – улусами на севере и аилами на юге.
Усадьба шорской семьи
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
Традиционным жилищем предков шорцев с древности был каркасный шалаш-одаг, замененный в конце ХIХ века срубной бревенчатой прямоугольной юртой.
Одаг
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
К началу ХХ века шорские улусы состояли в основном из русских срубных изб-одноклетей и пятистенков, у шорских торговцев преобладали «крестовые» срубные дома.
Жилой дом
1988 год
Кимеев Валерий Макарович
Из хозяйственных построек в усадьбах стояли амбары, бани, чуланы.
У предков современных шорцев были развиты металлургия и кузнечное дело.К концу XVIII века наблюдается упадок кузнечного ремесла из-за запрета русских властей изготавливать холодное оружие и снабжать им кочевников-кыргызов. Немаловажную роль сыграло и развитие горнозаводской промышленности на Алтае.
Старая кузница
август 1988
Кимеев Валерий Макарович
С этого времени главными занятиями предков шорцев стали охота и сбор кедрового ореха.
Навес из жердей на охотничьем стане
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
Первоначально преобладала загонная охота на крупного копытного зверя, позднее – пушной промысел. До ХIХ века шорцы охотились с луком, затем с ружьями, полученными от русских купцов. Каждый шорский род промышлял зверя в пределах родовой охотничьей территории.
Сборы на охоту
1989 год
Кимеев Валерий Макарович
Большинство улусов и аилов шорцев располагались по берегам богатых рыбой рек, поэтому рыболовство служило важным источником питания.
Запруда на реке. Ящик «ашпар» для ловли рыбы
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
До сих пор в шорских поселках рыбная ловля имеет подсобный и сезонный характер.
Баня «мылча»
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
Распространенным занятием было и собирательство. Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, борщевика.
Природа Горной Шории
1991 год
Климычева И.
Корни и клубни выкапывали корнекопалкой – «озуп», состоявшей из изогнутого черенка с поперечной перекладиной, упором для ноги и железным лезвием-лопаткой на конце.
Земледельческое орудие «озуп»
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
За кедровыми орехами отправлялись семьями и артелями, уходя в тайгу на несколько недель. В лесу строили временные укрытия, из дерева и бересты делали приспособления для сбора орехов – колотушки «токпак», терки «паспак», сита «элек», веялки «аргаш», лукошки.
Орехово-промысловый стан
1988 год
Кимеев Валерий Макарович
Издавна шорцам было известно бортничество, позже у русских заимствовано пчеловодство.
Пасека
1988 год
Кимеев Валерий Макарович
До прихода русских на южных пологих склонах Горной Шории было распространено подсечно-огневое мотыжное земледелие. Под русским влиянием в северных районах проживания шорцев – в степных и горных районах распространились пашенное земледелие и русские земледельческие орудия.
Уборка ячменя
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
Домашнее скотоводство у шорцев по сравнению с другими народами Южной Сибири было развито относительно слабо.
Главной причиной этого являлось отсутствие удобных пастбищ и хороших лугов для сенокоса в местах традиционного проживания.
Шорец садится на коня
1990 год
Кимеев Валерий Макарович
1/19
Большой мир малого народа
Удивительный, но малочисленный народ – шорцы, неизвестен даже многим жителям России. Шорцы продолжают жить на тех же землях, что их предки – на юге Кемеровской области, а также в смежной горно-таежной местности Хакасии и Горного Алтая. Они стараются сохранить традиционный образ жизни и промыслы. Фотографии из собрания музея-заповедника «Томская Писаница». Автор: сотрудник музея Мария Саенко.