Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Похоронная процессия, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
На поминках, 1982 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Анзас. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Жители поселка по дороге на поминки, 1983 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Анзас. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Похороны, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Похоронная процессия, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Похоронная процессия, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
На кладбище, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Могила, 1983 год, Хакасская АО, аал Койбалы. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Похороны, 1980-е, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Ключевой. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Могила, 1984 год, Хакасская АО, улус Трошкино. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Могила, 1984 год, Хакасская АО, аал Койбалы. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Похороны, 1980-е, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Ключевой. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Могила, 1984 год, Хакасская АО, Бейский р-н, аал Койбалы. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Заброшенное кладбище, 1984 год, Хакасская АО. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Жители поселка по дороге на поминки, 1983 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Анзас. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Похороны, 1980-е, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Ключевой. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Жертвоприношение на поминках, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
На кладбище, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
На поминках, 1982 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Анзас. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Жители поселка по дороге на поминки, 1983 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Анзас. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Убедившись в смерти человека, из-под его головы убирали подушку, чтобы отошла душа «тын» (жизненность), символизирующая дыхание, а тело покрывали куском домотканого холста.
Похоронная процессия
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
В очаге зажигали огонь, а в изголовье на лавку ставили в миске пищу и напиток для души «сюне», которая, отделяясь от тела, блуждает по местам, привыкшим еще при жизни человека.
На поминках
1982 год
Кимеев Валерий Макарович
Родственники сидели в течение трех дней возле покойного, причитая и восхваляя его поступки. Затем тело обмывали, одевали в чистую рубаху и штаны и перекладывали в гроб, предварительно постелив на дно траву «азагат».
Жители поселка по дороге на поминки
1983 год
Кимеев Валерий Макарович
Гроб выдалбливали из расколотого ствола кедра. В гроб клали чашку, ложку, мешочек с талканом (поджаренный ячмень), мужчинам трубку и кисет с табаком. На кладбище гроб несли с помощью жерди и веревки, а зимой везли на охотничьей нарте.
Похороны
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
До распространения православия вместо гроба тело покойника зашивали в кусок кендыря или завертывали в бересту, подвешивая на ветвях кедра, или оставляли на специальном помосте, установленном на четырех столбах.
Похоронная процессия
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
Еще в начале XX века встречались детские воздушные захоронения в деревянном ящике, укрепленном прутьями или веревками на дереве. Хоронили детей и в дуплах деревьев, тщательно скрывая такие места.
Похоронная процессия
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
При наземном захоронении долбленый гроб оставляли в лесу, заваливая валежником, или сооружали на поверхности сруб, куда помещали тело умершего с вытянутыми вдоль тела руками и прикрывали сруб куском бересты.
На кладбище
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
Шаманов хоронили, как обычных покойников. Бубен и колотушку подвешивали на дереве у могилы, железные подвески с рукоятки бубна снимали и передавали следующему шаману улусу.
Могила
1983 год
Климычева И.
По легендам, шаманов хоронили лицом вниз в заколоченном сосновом гробу, который оставляли в лесу, заваливая ветками.
Похороны
1980-е
Кимеев Валерий Макарович
С приходом православных миссионеров стали появляться кладбища, располагавшиеся обычно за улусом на горе. Могилу копали неглубоко, сооружая на дне жердяной помост.
Могила
1984 год
Климычева И.
В низовьях Мрассу над могильным холмом дополнительно сооружали небольшой сруб, закрываемый досками. В ногах ставили деревянный православный крест. Могилу огораживали редко и в дальнейшем за ней не ухаживали.
Могила
1984 год
Климычева И.
Людей, умерших в результате несчастного случая, и самоубийц хоронили в земле на месте гибели или на окраине кладбища, крест заменяли осиновым колом. Труп заваливали камнями, чтобы душа не выбралась наружу и не вредила живым.
Похороны
1980-е
Кимеев Валерий Макарович
По возвращении в доме умершего разводили огонь в очаге и готовились к трапезе. Шаман окуривал всех дымом лучины и камлал, «уговаривая» «сюне» не возвращаться.
Могила
1984 год
Климычева И.
Перед дверью ставили два берестяных сосуда с брагой, мотыгу, на гвоздях развешивали сеть «энгме», чтобы блуждающая душа не пробралась в дом.
Заброшенное кладбище
1984 год
Климычева И.
На 7 и 40 день, а также через год после смерти справляли поминки по душе, которая теперь трансформировалась в категорию «узют». В эти дни из соседних улусов съезжались родственники, привозя с собой продукты туеса с аракой (традиционный алкогольный напиток).
Жители поселка по дороге на поминки
1983 год
Кимеев Валерий Макарович
Часть напитков сливалась в один большой туес, а вареное мясо выкладывалось на деревянное блюдо. Родственники во главе с шаманом уносили все это на могилу, у которой разводили костер.
Похороны
1980-е
Кимеев Валерий Макарович
Кам совершал обряд, брызгая аракой и бросая куски мяса в костер и на могилу. Остатками угощал родственников, не забывая и о себе.
Жертвоприношение на поминках
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
В годовщину смерти «узют» навсегда спроваживали в мир мертвых. Ночью шаман отправлял душу вниз по реке на специальном плоту из стеблей борщевика с веслами, разведя на нем небольшой костер.
На кладбище
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
В процессе камлания он угощал «узют» аракой и мясом, заманивал душу на плот, кладя туда листья табака. Затем обрызгивал все это аракой и пускал плот вниз по реке, еще сопровождая его некоторое время по берегу.
На поминках
1982 год
Кимеев Валерий Макарович
Дальше душа плыла на плоту в одиночестве по черной дороге смерти «кара-чол».
Жители поселка по дороге на поминки
1983 год
Кимеев Валерий Макарович
1/20
Вы посмотрели выставку «Погребальный обряд у шорцев»
Вам понравилось?
2 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Ульяновский «соцкретинизм» Валерия Щеколдина
Придумав для себя это направление, житель Ульяновска, бывший конструктор Ульяновского автомобильного завода, внештатный фотокорреспондент газеты «Ульяновский комсомолец» Валерий Щеколдин одновременно с добросовестным выполнением репортерских заданий принялся последовательно выявлять абсурд системы, фиксировать жизнь за рамками официально разрешенных тем. Когда кадров набралось достаточно, у него возникла идея издать книгу со скромным названием «Искусство вырождения», но о ее публикации можно было думать только с юмором. И продолжать скурпулезно накапливать материал. «Я зачем-то всюду выискивал лица, характеры, ситуации, в которых жизнь являла свое неистощимое разнообразие». Это потом, после развала Союза, к нему приходит известность, проходят персональные выставки («Момент истины», «Сокровенный человек» и другие), журнал Paris Match и клуб фоторедакторов Германии признают его лучшим фотографом года, а до этого приходится неотступно «выискивать» и складывать эти свидетельства эпохи, как говорится, «в стол». В данную выставку вошли работы Щеколдина, сделанные им в Ульяновске и Ульяновской области с 1969 по 1986 год.
С «Лейками» по городу
Творческое фотографическое объединение «ТРИВА» было образовано Александром Трофимовым и двумя Владимирами Воробьевым и Соколаевым в 1978 году на основе Кино-корреспондентского пункта Кузнецкого металлургического комбината (КМК). В киностудии КМК не было недостатка ни в аппаратуре, ни в расходных материалах, ни в осветительных приборах, а пользоваться этим могли всего несколько человек. Благодаря этим людям мы говорим о целой школе Новокузнецкой фотографии. Концепцию своей съемки фотографы видели так: смысл – «паспортизация» времени и места, цель – правда ради правды, задача – создание фотодокумента события, жанр – рабочая и социальная фотография, метод – репортажный, ограничения при съемке – строгое невмешательство в событие. В 1982 году ТРИВА отправила работы в Амстердам на конкурс World Press Photo. Заявки советских фотографов принимались через «Советское фото». Фотографии увидели в Москве и отправили в Кемеровский обком партии. После этого администрация КМК уволила всех сотрудников кинофотолаборатории «за распространение идеологически вредных фотографий». По словам Соколаева, «оставшись без завода, мы вышли с „Лейками“ на улицы родного города».
Туркестанский край
В 1867 году на границе Российской империи с Афганистаном, Ираном и Китаем было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. По новому положению, его главой становился генерал-губернатор, назначаемый царем. В руках генерал-губернатора была сосредоточена административная, гражданская и военная власть. К концу XIX века Туркестанское генерал-губернаторство состояло из пяти областей: Сыр-Дарьинской с центром в Ташкенте, являвшимся центром всего региона, Ферганской с центром в Скобелеве (Фергана), Самаркандской с центром в Самарканде, Семиречинской с центром в Верном (Алма-Ата) и Закаспийской с центром в Асхабаде (Ашхабад). Русская администрация не сильно вмешивалась в местную политику, но отменила работорговлю. Население Средней Азии было освобождено от призыва на военную службу 1917 года. Туркестанское генерал-губернаторство просуществовало до октябрьской революции.
Фотограф Елеазар Лангман. Радикальный экспериментатор 1920–1930-х годов
О биографии Лангмана известно немного. Его архив утерян – после развода с женой он не имел постоянного места жительства и кочевал из одной фотолаборатории в другую. В каталоге выставки Мастеров советского фотоискусства в 1935 году сохранилась биографическая справка: «Родился в 1895 году в Одессе. Учился в Одесском художественном училище, в Харьковском политехническом институте и консерватории (по классу скрипки). Играл в оркестрах и концертировал в агитбригадах. Был на бывш. Волго-Бугульминской ж.д. начальником военно-сварочных работ. Работал у архитектора А. Лангмана... – автора проектов стадиона „Динамо“ и дома СТО (Совет труда и обороны). Занимался также плакатной работой». В 1929 году состоялось знакомство Лангмана с Александром Родченко. Лангман вошел в актив творческой группы «Октябрь». В 1929–1930 гг. он работал фоторепортером в составе «бригады Игнатовича», снимавшей для «Вечерней Москвы». В своем творчестве Лангман был более радикален, чем его учителя. Фотограф объяснял использование конструктивистских приемов тем, что это – «протест против штампа, серятины в фотографии». Несмотря на резкую критику в прессе и распад «Октября», он продолжал сотрудничать с Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) – входил в жюри фотовыставок, работал по заданию издательства «Изогиз». В середине 1930-х Лангман снимал репортажи из Казахстана для журнала «СССР на стройке» и работал над фотоальбомом «10 лет Узбекистана». Фотожурналиста привлекали символы эпохи: люди и их свершения. В 1938 году был издан фотоочерк «На родине стахановского движения» авторства Лангмана, где подробно иллюстрирован трудовой энтузиазм Алексея Стаханова и начальника шахты имени Сталина Кости Петрова. Последнее место работы Лангмана – собкор ТАСС в Крыму. По доносу коллег он был обвинен в использовании фотолаборатории в коммерческих целях и вскоре умер при невыясненных обстоятельствах в 45 лет.
Погребальный обряд у шорцев
Погребальный обряд у шорцев под влиянием православия претерпел к началу XX века некоторые изменения, но продолжал сохранять традиционные представления о смерти, о потустороннем мире и обрядовых погребальных действиях как в доме умершего, так и на кладбище. Фотографии из собрания музея-заповедника «Томская Писаница». Автор: сотрудник музея Мария Саенко.